Санкт-Петербург, 30 июня - АиФ-Петербург.
Миллионы в пустоту
Трогательная фотография малыша, страшный диагноз, жалобы на некомпетентных врачей и призыв помочь хотя бы копейкой - так выглядит типичная страница в Интернете по сбору средств. Люди рассказывают историю своим знакомым, развивают активную деятельность по сбору денег, одежды, игрушек...
В конце 2010 года Василеостровский суд Санкт-Петербурга вынес приговор Кириллу Балберову, бывшему студенту Высшей школы экономики. Юноша собирал деньги для Раи Лукашевич - девочки из Новгородской области, больной раком. Затем заявил, что она спасена, вот только подтвердить это не смог. Люди, отдавшие немалые суммы, заподозрили неладное и обратились в полицию. Выяснилось, что девочки не существует, а собранные 144 тысячи рублей ушли в карман молодому человеку. Его приговорили к трём годам лишения свободы условно, все деньги преступник вернул пострадавшим.
В 2012 году разразился скандал уже на сумму 1,5 миллиона рублей. Сумму собирали для Эльвиза из украинского посёлка Красногвардейское. У мальчика была редкая форма рака, однако, несмотря на лечение, спасти его не удалось. В память о сыне отец предложил отдать оставшиеся деньги другим детям, страдающим онкологическими заболеваниями. Волонтёр Екатерина Бабичева заявила, что так и сделала - перевела их на счета детишек, больных ДЦП. Однако коллеги обвинили женщину в присвоении средств. Что произошло на самом деле - неизвестно.
В большинстве больниц ничего не знают о помощи фонда «Федерация»>>
Подайте на похороны
В апреле 2013 года в Интернете началась война из-за Ксении Кудымовой из Перми. Она собирала деньги на лечение своего тяжелобольного сына Никиты. За короткий срок удалось получить 1,28 млн рублей. Среди тех, кто помогал, были и петербургские волонтёры. По их словам, неожиданно выяснилось, что часть денег ушла на посторонние траты - ремонт разбитой машины, новый ноутбук, сканер, телефон и даже обручальное кольцо.
Случается, что аферисты не стесняются собирать деньги лично. Так, в посёлке Шушары Ленинградской области мужчина ходил по домам и просил денег на похороны умершего соседа. Сердобольные люди давали, кто сколько мог. И лишь когда похороны не состоялись, поняли, что стали жертвой обмана. А в Санкт-Петербурге несколько родителей с удивлением обнаружили, что мошенники используют фото их детей-инвалидов для сбора денег. Ящики с изображениями и призывами помочь появились в сетевых магазинах в разных районах города. Естественно, сами семьи инвалидов денег не увидели.
- Пару лет назад я наткнулась в Интернете на крик о помощи - четырёхлетней Юле срочно нужны деньги на операцию в Германии, - рассказывает петербурженка Ирина Беляева. - Меня очень тронула история девочки. Я скопировала это сообщение и послала своим друзьям и знакомым. Стала активно распространять информацию на всех своих страничках - «одноклассники», mail.ru, livejournal и т. д. Мы собрали около 200 тысяч рублей. По крайней мере так писала мама девочки Елена. Однажды я обнаружила, что все страницы о помощи удалены, а телефоны родителей отключены. Тогда я обратилась в их больницу. Оказалось, такой пациентки не существует. После этого стало ясно, что мы все стали жертвами мошенницы. Разыскать её не удалось. А я зареклась кому-то помогать.
Помощь здесь и сейчас. Девять лет в Санкт-Петербурге работает детский хоспис>>
Благими намерениями…
Ольга Марошкина, администратор группы, разоблачающей мошенников от благотворительности «Временное пристанище»:
- Как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. Иногда большие деньги затмевают разум, родители начинают тратить их на себя, покупать машины, вещи, квартиры. Либо сами становятся жертвами мошенников. Те пользуются их отчаянием, а собранные суммы идут сомнительным знахарям, шаманам и т. п. Были случаи, когда волонтёры открывали счета на себя и потом исчезали со всеми деньгами. Бывает и так - собирали на дорогостоящую операцию заграницей, а после сделали её бесплатно в Санкт-Петербурге. При этом деньги не вернули, оставили себе.
Защититься от обмана весьма сложно. Даже юридически проблематично доказать, что тебя надули. Ведь люди жертвуют деньги без всяких условий, следовательно, получатель может их потратить, как считает нужным. Даже обращение в техподдержку сайтов, где размещены группы обманщиков, часто заканчивается ничем. При этом мы, разоблачители, подвергаемся террору со стороны аферистов.
Так, к нам часто обращаются с просьбой проверить определённую группу, собирающую деньги. И когда мы задаём тем неудобные вопросы - почему собирают деньги на лечение, если оно бесплатно, где отчёт о потраченных средствах, сколько всего денег на счету группы, то получаем в ответ угрозы и оскорбления. Чтобы защититься, мне даже пришлось сменить фамилию, место работы и адрес.
Однако я уверена, что помогать необходимо. Но нужна законодательная инициатива по созданию чёткой системы, которая будет регулировать движение денег и деятельность таких групп. Тогда аферисты не смогут обманывать людей, прикрываясь благотворительностью, а дети действительно получат шанс на выздоровление.
Руководителя «Фонда Валерия Гергиева» подозревают в мошенничестве>>
Добротой пользуются
Светлана Агапитова, Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге:
- Слава Богу, что сегодня так много отзывчивых, неравнодушных и добрых людей. К сожалению, есть и те, кто этим пользуется. У нас была неприятная ситуация, когда к нам обратилась девушка волонтёр - она работала с благотворительным фондом и вызывала доверие. Но затем произошёл неприятный инцидент: собранные для одного ребёнка деньги она отдала другому. Был скандал. Лучше всего тщательно проверять такие запросы, изучить всю возможную информацию. Надо чётко понимать, на что собираются деньги - операцию, лечение, реабилитацию. Кто собирает - родители или какой-то безымянный родственник, анонимный помощник? Сомневаетесь? Поберегите деньги, отдайте их тем детям, которые действительно нуждаются в помощи. Мы часто собираем средства на лечение деток. Но работаем только через официально действующие проверенные благотворительные фонды.
Клоун от Нетребко. Как музыка помогает больным детям>>
Не распыляйтесь!
Маргарита Широкова, директор благотворительного фонда «АиФ. Доброе сердце»:
- В нашем фонде разработан чёткий алгоритм действий при работе с обращениями, который исключает любое мошенничество. Мы запрашиваем не только полный пакет документов от свидетельства о рождении до медицинского заключения, но и справки о доходах. А также напрямую проверяем эти документы в больницах и местных органах соцзащиты. Поэтому случаев оказания помощи не по адресу у нас ещё не было. Был эпизод, когда мы закупали аппарат ИВЛ, позволяющий проводить искусственную вентиляцию лёгких на дому для ребёнка-инвалида. Это было действительно жизненно необходимо, но впоследствии выяснилось, что родители обратились и в другой фонд с идентичной просьбой. На наш вопрос: «Зачем вам два аппарата?» мы получили ответ: «На всякий случай, вдруг один сломается». При этом стоимость техники - более 300 тысяч рублей! Подобные случаи мы также стремимся полностью исключить.
Я считаю, что сейчас важно не допустить вторую волну недоверия к благотворительным организациям. Первая была в 90-е годы, когда бизнес не облагался налогами при перечислении средств в благотворительные фонды. Сейчас мошенники, спекулируя трагедиями, зарабатывают деньги и отбирают человеческие жизни.
Если вы хотите помогать - не распыляйтесь. Выберите один фонд, изучите информацию о нём, не стесняйтесь позвонить и спросить, с какими медицинскими организациями они работают, а затем уточнить это в самих медучреждениях. Те, кому скрывать нечего, всё расскажут. Отправлять средства на какой-то неизвестный номер или счёт, который вам скинули на почту или в соцсети, снабдив фотографией «умирающего ребёнка», о котором вы ничего не знаете, - категорически не стоит.
Акция «Помощь в один клик»: помоги дышать людям с тяжелым легочным заболеванием>>