Чиновники против императора. Почему затягивается возрождение Летнего дворца

Плафон Триумф Екатерины после реставрации. © / Из личного архива

В серых тонах

В своё время дворец перешёл в ведение Министерства культуры, но в конце 2015 года вышло распоряжение о передаче его петербургскому ГИОПу. Бумажная волокита продолжалась девять месяцев, за это время у подрядной организации закончилось разрешение на работу. Реставрация встала. Только недавно получили новое разрешение и взялись за дело. Однако возникла новая беда.

   
   

«Нам в четыре раза урезали финансирование на реставрацию, – говорит архитектор Русского музея Ирина Тетерина.— Поэтому не можем восстановить ткани на стенах, украшавшие большинство помещений. Так же как нет денег на шторы, ламбрекены, подзоры, галуны, на восстановление балдахина императорской кровати. Не вошли в перечень работ печи. Если денег так и не дадут, придётся, чтобы всё-таки открыть экспозицию, затягивать стены серой тканью…» 

Сохранить эпоху

Дворцу более трёхсот лет, и ни одно поколение реставраторов положили жизни на его спасение. Ведь дворец уникален – это одна из первых построек города, которую возвел Доменико Трезини – главный архитектор столицы. Строительство началось в 1710 году, закончилось в 1714-м, но Пётр с семьёй въехал сюда, даже не дожидаясь окончательной отделки. Царь любил дворец, проводил здесь каждое лето.

После смерти венценосца в резиденции жили видные сановники и придворные. При Александре Первом сюда стали допускать публику, а после революции открыли историко-бытовой музей. Конечно, внутренний облик здания XVIII века постепенно менялся: его приспосабливали для новых нужд, ремонтировали. Дворец пострадал и во время войны: были вырваны рамы, осыпалась штукатурка, крышу повредили осколки снарядов. Реставрация началась уже в 1946 году, и через год музей распахнул двери для посетителей.

Но нужна была серьёзная работа с воссозданием исторического облика дворца, что и было сделано в 1950-60-х годах. Именно такой роскошной царской резиденцией публика любовалась более полувека. Время неумолимо, и Летнему дворцу потребовалась реставрация.

Фото: Commons.wikimedia.org

«Глиняный замок»

Самой насущной оказалась работа по укреплению фундаментов – дворец ведь стоит на самом берегу Фонтанки, и когда вода в реке поднималась, полы в комнатах первого этажа заливало.

Плафон аллегория Азии. После реставрации Фото: Из личного архива

Фундаменты обнажили, сделали гидроизоляцию по старинной технологии – с помощью «глиняного замка». Серьёзное беспокойство вызывали перекрытия, стропильная чердачная система. Подлинные балки укрепили, сгнившие пришлось заменить. На чердаке разместили вентиляционное оборудование. Раньше оно стояло на первом этаже в «Деньщицкой». Теперь комната освободилась, в ней будет мультимедийный центр.

   
   

В вестибюле, как при Петре, гостей встречает богиня мудрости Минерва – её изображение украшает дубовое панно. На второй этаж ведёт дубовая лестница (реставраторы укрепили ступеньки и закрыли их специальным материалом). Интересно, что Пётр очень ценил дуб, применяя его почти исключительно в кораблестроении. Он даже посадил дубовую рощу. Но и для своей резиденции не поскупился на драгоценное дерево. Из дуба сделаны и хорошо сохранившиеся, уже обновлённые двери.

А вот в «Зелёном кабинете» стены украшают панно из ореха. И орех выдержал испытание временем. Кстати, в стенных шкафах этого кабинета когда-то располагалась первая царская кунсткамера. А в дверцах сохранилось подлинное «лунное» стекло. В Токарне по-прежнему стоит «Ветровой прибор», заказанный Петром в Дрездене. Он соединён с флюгером на крыше и до сих пор показывает направление ветра. Не изменились более чем за триста лет две дворцовые кухни – тогда их называли поварни. Всё это реставрировалось на месте. А вот живописные плафоны были отправлены в мастерские Русского музея, и уже готовы предстать перед публикой.

В «Зелёном кабинете» стены украшают панно из ореха. Фото: Из личного архива

Но когда это будет, и удастся ли императорской резиденции предстать в полном блеске – большой вопрос.

Смотрите также: