Станислав Грибков: «Проблемы с кадрами у нас нет»

Фото: АИФ

   
   

«От Баха до Оффенбаха»

SPB.AIF.RU: - Как появился хор и когда это произошло?

Станислав Грибков: - Мы первый детский хоровой коллектив в системе радио и телевидения. Он был создан в 1955 году, его организатором был известный хоровой дирижер, педагог Юрий Михайлович Славнитский. С 1955 до 1988 года он был художественным руководителем.

Это было действительно явление, потому что в нашей государственной традиции не было подобных коллективов. Ленинград всегда был пионером во многих деяниях, в том числе и в создание этого хора. На нашем радио и в комитете по радиовещанию и телевидению при Ленгороблисполкоме активно занимались проблемой детского вещания. Под детское вещание создавался этот хор, который должен был озвучивать музыкальные, а также делать самостоятельные передачи. Я думаю, с этого все и началось. Дальше хор развивался, он не был хором только радио. Много было разных выступлений в городе. В те годы, когда наш хор появился, он дал путевку в жизнь многим молодым ленинградским композиторам, в том числе и Сергею Петровичу Баневичу, 70-летний юбилей которого состоялся 7 апреля в концертном зале Капеллы. Тогда среди совсем молодых композиторов был Яков Дубравин, Виктор Плешак и многие другие, которые приносили свои сочинения именно в наш Дом Радио.

SPB.AIF.RU: - Какие у хора на сегодня есть записи?

Станислав Грибков: - Последний диск мы сделали года два назад - больше пока не производили. Он называется «Музыкальная мозаика», и на нем собраны записи последних лет в разных жанрах – как говорят от Баха до Оффенбаха, ну и в конце там есть народная музыка. Хотел бы сказать, что Гаврилин – наш любимый композитор. Я с ним лично был знаком и довольно близко. Мы в числе других были первыми исполнителями его знаменитых военных песен. Где-то в 1975-1976 году была премьера в «Октябрьском», тогда вместе с нашим хором и оркестром Горковенко пели молодые еще Эдуард Хиль и Таисия Калинченко.

SPB.AIF.RU: - Кто из тех ребят, которые пришли к вам, сейчас в Петербурге?

   
   

Станислав Грибков: - Мы никогда не ставили своей целью воспитание профессиональных исполнителей. Наша цель была привлекать детей в наш коллектив для того, чтобы они всесторонне развивались. Мы до сих пор этой традиции следуем.

Из нашего хора вышло много людей разных профессий, но что приятно, когда у нас бывают юбилеи и торжества - собирается много народа. Все они в основном говорят: «Мы состоявшиеся, среди нас почти нет неудачников».

Среди известных исполнителей я бы назвал Олега Погудина – серебряный голос России. Мы до сих пор поддерживаем связь, у нас есть совместные записи. Если говорить о теперешних исполнителях, которые как-то могут быть известны, то недавно закончила консерваторию Маргарита Грицкова. Она была одной из исполнителей в проекте Мариса Янсонса в консерватории в оперной студии - сценическое исполнение оперы «Кармен». Там она была в главной роли, потом закончила с отличием консерваторию у Ирины Петровны Богачевой и сейчас где-то за рубежом гастролирует.

Среди наших много музыкальных педагогов, в том числе и в музыкальных школах, в колледжах и в Университете культуры, в котором также преподаю и я. Каких-то звезд величины Образцовой у нас нет, ну я думаю это не самое печальное.

«Сейчас нас около 200 человек»

SPB.AIF.RU: - Сколько сегодня к вам приходит заниматься детей?

Станислав Грибков: - Проблемы с кадрами у нас нет, но в советское время было больше детей. У нас в хоре тогда занималось порядка 300 человек во всех трех составах. Было большое желание попасть в наш хор – выстраивалась очередь. Сейчас такого ажиотажа нет, но с другой стороны сейчас дети к нам идут более осознано. Тогда это все-таки было: «Вот по телевизору покажут, по радио позвучит».

А сейчас родители хотят дать гуманитарное направление, и в то же время некоторые вполне осознано ведут детей, рассчитывая на дальнейшее музыкальное образование. Мы как всегда в начале сентября проводим прослушивание, оно у нас конкурсное, потому что мы все-таки концертирующая организация. О контингенте, который к нам приходит, я бы сказал так, что в основном это дети петербургской интеллигенции, что, в общем-то, немного греет душу.

SPB.AIF.RU: - Сколько человек сейчас входит состав хора?

Станислав Грибков: - Сейчас около 200 человек. 60 человек в младшем хоре, порядка 45 в среднем и остальные у нас в старшем хоре. Ну там много всех подразделений, и я не буду говорить о всей кухне. Кроме этого у нас есть ансамбль мальчиков, что не так часто встречается. Не в упрек будет сказано женскому полу - наоборот женский пол в этом плане приоритетен, и я всегда 8 марта говорю нашим девочкам, что если бы не они, нашего хора не было бы. Ансамбль мальчиков у нас из всех трех составов - есть человек, который также работает вместе с нами, который занимается этим коллективом. Это очень радует, потому что мальчишки - заводной народ, когда они заводятся, они делают все довольно осознанно.

SPB.AIF.RU: - Расскажите, какие традиционные концерты дает ваш хор, и на каких площадках?

Станислав Грибков: - Традиционный концерт у нас рождественский. Также традиционно в конце мая выступаем - раньше такой концерт назывался отчетным, но поскольку сезон у нас практически не прекращается, то получается подведение некоторых итогов. У нас традиционное выступление в той же Капелле последние 5-6 лет на фестивале «Невский хоровые ассамблеи». В этом году он был посвящен 300-летию со дня рождения Ломоносова. Мы подготовили целое отделение со специальной программой. Это были канты XVIII века на стихи самого Ломоносова, а также его современников. В том числе специально написанные сочинения, связанные с этой эпохой.

Также был фестиваль «Земля детей», но в том году как-то заглохло – я не слышал об этом фестивале, может быть, денег не хватило. В этом году будет 21 Пасхальный фестиваль. Приблизительно в 18 фестивалях мы участвуем каждый год. 15 апреля в концертном зале Публичной Национальной библиотеки будет открытие фестиваля. Я не знаю этого зала, говорят, что это бывшая церковь и там прекрасная акустика. Вот мы и попробуем. Дирекция Пасхального фестиваля и главный режиссер Валерий Павлов договорился о том, что открытие фестиваля будет в этом зале – мы будем петь духовную музыку, в том числе и древнюю духовную музыку. У нас много выступлений в «Октябрьском» зале, мы 9 мая будем на Дворцовой площади, 8 мая будем петь в Капелле для ветеранов. Задействованы мы много и, слава богу, потому что нам это нравится.

SPB.AIF.RU: - Сколько педагогов работает с детьми?

Станислав Грибков: - Один из старейших педагогов, как я его называю «человек-оркестр», наш концертмейстер Людмила Ивановна Ралко, которая пришла работать на радио даже раньше меня. Младшим хором у нас руководит Екатерина Николаевна Андреева, она также работает в колледже Римского-Корсакова. Она окончила консерваторию и, конечно, имеет большой опыт, и музыкантский и педагогический. Со средним хором у нас работает Ирина Михайловна Зайцева, она отвечает за нашу хозяйственную деятельность и в то же время руководит средним хором. Со старшим хором, который имеет у нас разные подразделения, работаю я и мой сын Игорь Станиславович Грибков, он младше меня на тридцать лет. Он повторил мою дорогу по учебе – сначала в хоровом училище при Капелле, также потом закончил консерваторию, и вот мы работаем вместе.

Должен сказать, что большинство педагогов учились у меня ещё в Университете Культуры или работали со мной, когда проходили практику. Одна из этих молодых педагогов Анна Александровна Барсова - руководитель ансамбля мальчиков - преподает сольфеджио в среднем хоре и концертмейстером выступает со средним хором. Вот так разгрузка у нас распределяется между всеми. У нас есть должность костюмер-помощник - наша выпускница, которая привела к нам петь дочь и помогает нам в хозяйственной деятельности и по творческой части. Я говорю об Александре Козимировне Бариновой. Вот такой основной круг педагогов, который со мной вместе работает.

SPB.AIF.RU: - Сколько времени у вас отводится на репетиции?

Станислав Грибков: - Младшие и средние группы хора занимаются два раза в неделю по 2 часа. Старшая группа занимается 3 раза в неделю по 2 часа, по средам, пятницам и воскресеньям. Сейчас дети безумно заняты, особенно старшие ребята, ведь сейчас курсы, ЕГЭ. У нас кое-кто занимается и после 11 класса. У нас есть парни от 15 до 18 лет, и это позволяет сделать партитуру интересней – больше пространства для маневра.

«Шостакович - исключительно деликатный человек»

SPB.AIF.RU: - Расскажите о том, как вам удалось познакомиться с Юрием Гагариным?

Станислав Грибков: - После консерватории я служил в советской армии три года. В ансамбле песни и пляски северной группы войск советской армии, которая дислоцировалась в Польской народной республике. В 1961 году Гагарин приехал вместе с руководителем Польши Габулкой в Котовице, где мы в этом время концертировали. Получилось так, что на стадионе был концерт, на котором Гагарин присутствовал, а потом нас подпустили к нему. Мы все ринулись и постарались приложиться к его руке. Это было настолько мимолетно. Я был в это время в Польше, и когда мы узнали о том, что Гагарин приезжает, многие высыпали на улицы. Это не сказка, это действительно было здорово, были совершенно искренние настроения, никакого цинизма, как это бывает теперь.

SPB.AIF.RU: - Вы был лично знакомы с Шостаковичем?

Станислав Грибков: - Личное знакомство с ним произошло, по-моему, в 1968 году. Но с Шостаковичем я видел еще в 1949 году. Я был в составе хора мальчиков хорового училища имени Глинки. При Капелле была премьера его «Песни о лесах» под руководством Мравинского. Шостакович тогда приходил на репетиции к нам в училище и на премьере присутствовал, но это детские воспоминания. А взрослые воспоминания о нем, это когда я начал работать в Библиотечном институте. Хор нашей кафедры хорового дирижирования был приглашен исполнять третью первомайскую симфонию Дмитрия Шостаковича в Большом зале филармонии. Он приходил к нам на репетицию в институт, фотографировался. У меня даже фото сохранилось, где мы сидим вчетвером – Шостакович, Славнитский, дирижер Игорь Балашков, который исполнял это сочинение и я. Тогда это знакомство было вполне осязаемое, конкретное - он высказывал какие-то свои пожелания. Исключительно деликатный человек, ни одного жесткого слова, ни одного резкого недовольства. Все было очень корректно. Это очень здорово, когда видишь таких интеллигентных людей.

SPB.AIF.RU: - С кем ещё вы работали?

Станислав Грибков: - По роду деятельности я довольно часто общаюсь с хорошими дирижерами. Потому что нас приглашают в филармонию. Не очень частые, но великолепные творческие контакты, к примеру, с Юрием Темиркановым. Мы с ним записывали даже кое-то из «Щелкунчика» в свое время. Года два назад у нас были очень тесные контакты с Валерием Гергиевым.

SPB.AIF.RU: - Удается ли гастролировать?

Станислав Грибков: - К счастью, да, удается. Мы в октябре съездили в Испанию на фестиваль. Там довольно симпатично выступили, обстановка и климат замечательные. После этого мы съездили в Германию - наша традиционная поездка в конце ноября, предрождественские концерты. И себя показать, и денежек немного заработать, потому что нам на это никто и ничего не дает.

Мы пользуемся тем, что мы сами можем заработать и как-то выйти из положения, чтобы проводить эти поездки. Несколько дней назад наша группа хора вернулась из Москвы, где участвовала в спектакле «Богема» Михайловского театра, с которым мы активно сотрудничаем. Это приятно, ведь это и театр хороший. Мы 20 лет с ними сотрудничаем и участвуем в 4 спектаклях. Это мальчишки в «Пиковой даме», девочки в вальсе снежинок из «Щелкунчика», и уже смежный состав «Паяцы» и «Богема». Когда шел спектакль «Борис Годунов», наши мальчишки тоже там были заняты. Также мы получили приглашение на выступление 7 мая, которое посвящено инаугурации президента РФ. 

Смотрите также: