29 мая 1903 года состоялось торжественное открытие Троицкого моста через Неву. SPB.AIF.RU предлагает познакомиться с любопытными подробностями из истории переправы, воспетой Борисом Гребенщиковым и Александром Розенбаумом.
Наплавные предшественники
Первая переправа между левым берегом Невы и Петроградской стороной появилась за сто лет до той, которая известна нам сегодня. В 1803 году был построен наплавной (плашкоутный) мост, но он располагался чуть выше по течению – напротив Летнего сада и домика Петра I. Мост открыли в честь 100-летия основания Петербурга и назвали, соответственно, Петербургским. Для съезда с моста у берега соорудили дамбу. Технология строительства наплавных мостов (такие же были переброшены к Васильевскому острову и Выборгской стороне) оказалась не очень надежной – Петербургский мост продержался 21 год, после чего пришлось строить новый, между Суворовской (перед Марсовым полем) и Троицкой площадями.
Поначалу новый мост хотели назвать Суворовским, но позже за ним закрепилось современное название – Троицкий. Строительство завершили в 1827 году. Этот понтонный мост стал самым длинным в столице – его протяженность составила более 500 метров. Технический прогресс продолжался, и во второй половине XIX века появилась потребность в более надежной конструкции.
В 1878 году 322 местных домовладельца обратились к городским властям с просьбой построить постоянный мост, а к 1885 году количество просителей возросло до 1860 – местные жители, землевладельцы и торговцы требовали постоянной переправы не только для удобства перемещения, но и на случай эвакуации. Городская дума приняла соответствующее решение только в 1891 году, а в 1892 объявила международный конкурс проектов. Сооружение собирались посвятить 25-летию свадьбы Александра III и Марии Федоровны. Пять заявок подали русские инженеры, шесть – французы, два – голландцы и по одному – болгары, венгры и испанцы.
Победа «Батиньоля» и взятки
Несмотря на то, что французская фирма «Батиньоль» формально даже не участвовала в конкурсе, ее проект показался комиссии настолько привлекательным, что решено было провести второй конкурс в 1896 году. На этот раз помимо «Батиньоль» участвовали еще два кандидата, но симпатии Государственной думы все-таки остались на стороне французов.
Консольно-арочная система, которую запатентовали инженеры «Батиньоля», позволяла сократить размеры опор моста, что делало его легким и изящным. Кроме того, эта технология оказалась самой экономичной. В 1897 году проект был утвержден Николаем II, а на строительство моста выделили 5,2 миллиона рублей. В договоре было особо отмечено, что переправу будут строить русские рабочие из русских материалов.
Когда пришлось разбирать старый понтонный мост, прослуживший 70 лет, чугунные фонарные столбы и перила установили на набережной напротив Петропавловской крепости. Некоторые элементы украсили Иоанновский мост через Кронверкский проток.
Строительство нового моста было не только важным инженерным решением, но и серьезным шагом России навстречу Франции. Интересы фирмы защищал будущий президент Франции Клемансо. Однако сделка была омрачена финансовой неурядицей. Окончив работы, строители потребовали дополнительную сумму сверх сметы. Они утверждали, что понесли излишние расходы по вине города. «Представитель «Батиньоль» в России Ландау получил право израсходовать на взятки 5% требуемых фирмой у города денег - 35 тысяч рублей. Но корыстный гласный по фамилии Романов, пользуясь своим влиянием в городском самоуправлении, не дождался всех французских денег от экономного Ландау. Он добился 700 тысяч для «Батиньоля» всего за 20 тысяч для себя. И получил за это два года тюрьмы», - пишет Лев Лурье.
Строительство заняло шесть лет, а торжественную церемонию открытия приурочили к 200-летию Петербурга. На церемонию прибыл император Николай II, который нажал на символическую электрическую кнопку, приведя в действие разводной механихзм (кнопка лежала на подушке и ни к чему не была подключена - мост развели синхронно с ее нажатием).
Исторический пролет
В современной истории Троицкий мост отметился тем, что именно под ним совершил свой знаменитый полет летчик Валерий Чкалов. Эта легенда о Чкалове, пожалуй, даже более популярна, чем тот факт, что он был командиром самолета, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер.
В 1924 году Чкалов прибыл в Ленинград для службы в Краснознаменной истребительной авиаэскадрилье имени П. Н. Нестерова на Комендантском аэродроме. За время службы Чкалов не раз вызывал восхищение коллег и негодование начальства дерзостью своих воздушных трюков, однако в историю вошел его полет между опорами моста Равенства (так некоторое время называли Троицкий мост). Та же легенда гласит, что за этот полет он получил взыскание.
В 1940 году этот трюк для биографического фильма о Чкалове повторил летчик Евгений Борисенко.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.