На открыточных видах Санкт-Петербурга часто изображаются мосты. Не только грандиозные нев-
ские, но и совсем скромные, романтичные, подвешенные на цепях и будто парящие над водой.
Эолова арфа
Конечно, подвесные мосты, к примеру, на лианах, появились в глубокой древности. Но в городах их не было. Толчком к созданию стала новая технология. В конце XVIII века в мостостроение пришёл металл, и выяснилось, что он надёжно работает «на растяжение».
Первая такая конструкция появилась в Америке в 1796 году. В России и Англии к идее пришли самостоятельно.
У нас предложение построить висячий мост выдвинул архитектор Витберг ещё в 1809 году, но всё осталось на уровне разработки. А вот англичане построили у себя первый цепной европейский мост - это было в 1822 году.
В Петербурге инициатором новой технологии стал инженер Треттер. Он подал рапорт, и вскоре последовало повеление императора о начале строительства одного транспортного и двух пешеходных мостов новой конструкции.
Пробный мостик - первый в России - появился в Екатерингофском парке. Успешный опыт вдохновил на создание крупных переправ через Фонтанку - Пантелеймоновского (ныне - Пестеля) и Египетского мостов.
Пантелеймоновский собрали из типовых заводских элементов всего за 18 дней! Такие рекорды нам в XXI веке и не снятся. Мост поразил современников: он казался таким лёгким, что его называли «эоловой арфой». Изящное сооружение безукоризненно прослужило 80 лет. Но его подвёл «коллега» - Египетский цепной мост. Как известно, он катастрофически рухнул в январе 1905 года. Тогда, перестраховавшись, реконструировали и Пантелеймоновский.
В городе было шесть висячих цепных мостов, до нашего времени сохранились три. Все они построены в середине 1820-х годов.
На совести полковника
Банковский и Львиный мосты через канал Грибоедова - самые известные. Но чтобы украсить город такими чудесами, инженеру-полковнику Треттеру пришлось немало повоевать. В феврале 1825 года он подал проект «пешеходного висячего моста о четырёх грифонах» напротив здания Ассигнационного банка (нынешний Финансово-экономический университет). Грифоны у древних греков считались хранителями сокровищ. Внутри полых скульптур Треттер скрыл механизмы крепления цепей, на головах мифологических стражей разместил круглые стеклянные фонари. Проект рассматривала специальная комиссия, которая поставила под сомнение прочность конструкций и почему-то нашла «неприличным помещение сих фонарей на головах грифонов». Но полковник Треттер не согласился ни с одним из замечаний. Пришлось комиссии оставить «прочность сооружений на собственной его, полковника, ответственности».
Скульптуры создал академик Соколов, их отлили на Петербургском казённом литейном заводе. Открытие моста 24 июля 1826 года вызвало ажиотаж, газеты писали, что в тот день «от 6 утра до 10 часов вечера прошли через сей мост 9080 человек».
Мост неоднократно реставрировался. Особенно страдают от вандалов грифоны: с их крыльев соскабливают позолоту. Хотя слой настолько тонкий, что невозможно собрать драгоценную пыль.
Львиный мост, соединяющий Львиный переулок с Малой Подьяческой улицей, так же был сооружён содружеством Треттера и Соколова.
И тут механизмы крепления находятся внутри скульптур, выкрашенных «под мрамор».
Третий висячий мост - Почтамтский через Мойку у ДК связи. Кстати, когда-то это была удивительной красоты реформаторская церковь, в советское время перестроенная до неузнаваемости. Интересно, что 4 августа 1824 года мост стал эксплуатироваться, хотя ещё не были установлены перила! Треттер объяснял в рапорте, что это произошло, «поскольку невозможно остановить проходящих».
На Почтамтском в начале ХХ века начала сказываться «усталость металла» и под него подвели «подпорки». Так он и стоял изуродованным почти 80 лет, пока не дождался ремонта. И вновь стал висячим, слегка пружинящим под ногами...