«Ананасовый экспресс: Сижу, курю» - фильм про настоящих индейцев

   
   

Режиссер: Дэвид Гордон Грин

В ролях: Сет Роген, Джеймс Франко, Амбер Херд

Имя режиссера этого фильма едва ли что-то кому-то скажет. По правде говоря, совсем не он – движущая сила «Ананасового экспресса». Главные идеологи – это продюсер Джудд Аппатоу и исполнитель главной роли Сет Роген. Эта парочка давно знаменита в кругах любителей отвязных голливудских комедий, с разным успехом балансирующих на грани между «Американским пирогом» и «Все о Мэри». Аппатоу был либо режиссером, либо продюсером, либо сценаристом (а иногда и то, и другое сразу) в таких картинах, как «40-летний девственник», «Немножко беременна», «Суперперцы», «Школа выживания». Там же Сет Роген либо играл, либо тоже писал сценарий и подрабатывал исполнительным продюсером. Одним словом, неразлучная парочка универсалов, этакие американские Гайдай и Никулин. В «Ананасовом экспрессе» оба снова выступают как авторы сценария и продюсеры. Ина сегодняшний день это, пожалуй, их лучшая работа.

Сюжет не замысловат, но удивительно богат на количество комических ситуаций в секунду. Раздолбай и прожигатель жизни Дэйл случайно становится свидетелем убийства и в панике бежит с места преступления, оставив в качестве улики «косячок» травы, которой торгует только один человек в городе – его, Дейла, давний поставщик Соул, блестяще сыгранный Джеймсом Франко. Вскоре до него доходит, что по этому дымящемуся следу их быстро найдут и убьют. В итоге Дейл и Соул пускаются в бега, прихватив с собой лишь немного наличности и мешок травы.

Не трудно представить, какой цирк из всего этого могут устроить Аппатоу и Роген. Особенно учитывая, что оба главных героя продолжают самозабвенно курить весь фильм и потому находятся в уморительно-пограничном состоянии между полным обмороком от страха за свою жизнь и полным же отупением. Это состояние в итоге оборачивается какой-то кипучей деятельной лихорадкой, охватывающей героев. Она заставляет их совершать кучу глупостей, от которых зал в кинотеатре дружно, хором плачет. Перечислять можно долго, но это действительно лучше видеть. Лишь один пример, в котором концентрация смеха достигает локального катарсиса: Дейл и Соул совершенно случайно угоняют полицейскую машину, лобовое стекло которой залито кетчупом. В итоге Соул прямо на ходу пытается выбить его ногой, нога, конечно, безнадежно застревает в стекле, а далее зал сползает под кресла от созерцания феерической картины погони, в которой фигурирует полицейская машина с дерзко торчащей из лобового стекла пяткой.

Смеяться над шутками про укурков можно бесконечно. Тут, кажется, и придумывать то особенно ничего не надо: тема благодатная, редко бьющая мимо цели. И будь в «Ананасовом экспрессе» только это, картину можно было бы считать просто удачной, но однообразной комедией для тех, кто «в теме». Но тут ведь есть еще и удачная пародия на множество фильмов, от «Криминального чтива» (здесь фигурирует парочка убийц, ведущих пространные диалоги друг с другом) до «Американского пирога» и «Звездных войн». А главное есть своеобразная, но трогательная лирика о настоящей мужской дружбе, перед которой отступают и страх, и смерть, и симпатичная блондиночка из колледжа. Плюс пространные диалоги и общая атмосфера наивного, но такого беззлобного раздолбайства и пацифизма: из всего этого складывается даже своя, уютная философия.

Авторы по сути скрестили «Большого Лебовски», культовую картину братьев Коэнов о великовозрастных раздолбаях, с модными ныне кинопародиями, собственными шутками и, что особенно приятно, лишь немного добавили сюда типичной молодежной комедии в стиле «Американского пирога» - и в итоге получилась гремучая смесь, к которой совершенно невозможно оставаться равнодушным. Причем довольны будут не только те, «кто в теме». Этим фильм и хорош: он доказывает, что для того, чтобы почувствовать этот легкий приятный дух разгильдяйства, умиротворения и веселья, совершенно не обязательно становиться «обкурками»: достаточно просто посмеяться над ними.

   
   

Смотрите также: