«Обитаемый остров. Фильм первый»: Близко к тексту

   
   

Режиссер: Федор Бондарчук

В ролях: Василий Степанов, Петр Федоров, Юлия Снигирь, Алексей Серебряков, Федор Бондарчук

Кому смотреть:  Всем, кто ценит в фантастике не только взрывы и космические корабли.

Наш рейтинг:

Знаменитый роман братьев Стругацких «Обитаемый остров» - это в первую очередь острая социальная сатира, антиутопия, которая обличала тоталитарные режимы. Роман переносил место действия в далекое будущее, где Земля погрязла во всеобщем благоденствии и счастьи. Счастливые москвичи будущего от нечего делать записывались в Группы Свободного Поиска, аналогичные геологическим экспедициям 60-ых годов прошлого века, и летели в космос искать новые миры, осваивать новые галактики. Один из них – Максим Каммерер – волею случая попал на незнакомую ему планету Саракш, где обнаружил общество, удивительно похожее на все тоталитарные режимы 20-века разом. Некогда единая империя, воюющая со своими бывшими провинциями, представляла собой типичное полуфашиское государство, где вся власть принадлежит группе узурпаторов, известной, как «Неизвестные Отцы», а население в буквальном смысле оболванивается с помощью направленного гипно-излучения.

Естественно, когда стало известно о том, что эту книгу будет экранизировать Федор Бондарчук и компания, сразу же возникли сомнения по поводу адекватности будущего фильма. Учитывая «9 роту» и общую тенденцию на максимальное упрощение, казуализацию в современном кино, прогнозы были самые печальные. Масла в огонь подливали сами авторы, которые в многочисленных интервью перед выходом картины говорили о том, что ищут вдохновения в каких-то комиксах, совершенно не стремятся сохранить точность диалогов (дескать, это сейчас никому не нужно) и делают ставку, прежде всего, на историю любви между Максимом и Радой Гаал.

Уступки мейнстриму, конечно, налицо. Главный герой стал московским студентом – модельного вида кучерявым блондином, призванным привлечь к фильму толпы девушек-тинейджеров и прочих любителей любовной мелодрамы. Этой же цели служат несколько затянутых сцен, где Максим и Рада долго держат друг друга за руки, смотрят со значением глаза в глаза и вообще всячески разыгрывают из себя Ди Каприо и Уинслейт.  Получается трогательно, но несколько натянуто.

Но это – практически все вольности, которые позволили себе авторы. Вопреки ожиданиям, фильм получился очень близким по духу и содержанию к литературному первоисточнику. Событийно он практически один в один повторяет роман, а образы большинства ключевых персонажей будто сошли со страниц книги. Актеры отработали честно, эмоционально, без тени фальши. Особенно это верно в отношении Неизвестных Отцов, Гая Гаала, рыжего Зефа, ротмистра Чачи и Странника. Психологическая дуэль между Странником и Генеральным Прокурором в исполнении Серебрякова и  Бондарчука, соответственно – едва ли не лучшая сцена фильма. Оба тут сыграли просто блестяще.

   
   

Что же касается главных героев, то Василий Степанов, сыгравший Максима, делает ровно то, что нужно делать: часто улыбается и говорит редко, но по делу. Тут нет, конечно, какого-то особого актерского чародейства, но зато есть точное попадание в образ: ведь именно таким главный герой был и в книге. Точку в возможных спорах по этому поводу поставил сам Борис Стругацкий, который, посмотрев картину, сказал буквально следующее: «Максим Каммерер  в фильме  такой, каким мы его и представляли».

Такое бережное отношение к первоисточнику позволило передать тот социально-политический пафос, подтекст, который был главным в романе. Более того, добавив пару новых строчек в диалогах, авторы придали картине еще большую актуальность: местами фильм выглядит смелым посланием современнику, где на первом месте не любовная дилемма, а  четкий вопрос: «Что же мы делаем?»

Все это подкрепляется убедительными спецэффектами и общим масштабом, грандиозностью постановки. Это, конечно, не высший пилотаж уровня лучших голливудских sci-fi-боевиков. Но уже где-то ощутимо рядом. А уж для России это действительно определенный прорыв – как бы и кто бы на эту тему не ерничал. Проблема лишь в том, что как режиссер Бондарчук оказался глубоко вторичным: вся эта грандиозность и эффектность заимствована из каких-то других фильмов. Мир «Обитаемого острова» в картине распадается на цитаты из «Бегущего по лезвию», «Пятого элемента», «Звездного десанта», «Матрицы» и даже «Темного рыцаря». Режиссер словно говорит нам: «Вам нравятся эти фильмы? Смотрите – мы тоже так можем!» Можете – верим. Но все-таки хотелось бы больше индивидуальности, больше собственных ярких находок… Теперь в этом смысле остается только надеяться на вторую часть, которая выйдет в октябре. В любом случае тот факт, что продолжение хочется посмотреть, какими бы у вас не были впечатления от первой части, уже говорит о том, что фильм больше удался, чем нет. Он несовершенен, в нем не все хорошо со стилем, но в нем есть дух первоисточника, его эмоциональный надрыв и остро-политическая актуальность - а это в данном случае самое главное.

Смотрите также: