150 лет назад, в 1870 году, Илья Репин начал свою знаменитую картину «Бурлаки на Волге», принесшую ему мировую славу. Об истории создания и тайных смыслах шедевра «АиФ» рассказали в Русском музее.
Расстрига, боец и моряк
Над картиной «Бурлаки на Волге» художник начал работать еще в студенческие годы. В 1868 году он впервые увидел бурлаков на Неве и был поражен видом оборванных, впряженных в лямку людей, особенно по контрасту с гуляющей публикой. В мае 1870 года Репин в компании брата Василия, а также художников Федора Васильева и Евгения Макарова совершили первое путешествие на Волгу, где были сделаны этюды и эскизы картины. После двух таких поездок, близко познакомившись с бурлаками, Репин и приступил к утверждению нового героя, которого еще не знала русская живопись. Каждый из бурлаков - реальный персонаж, с которым художник общался порой на протяжении многих месяцев. Каждый наделен живым лицом со своими судьбой, характером, внутренним миром.
Группа представляет единое целое и в то же время состоит из трех отдельных частей. В центре - ведущий бурлак, поп-расстрига Канин, голова которого напоминает лицо древнегреческого философа. «Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб. А лоб - большой, умный, интеллигентный лоб - это не простак…», - делился своими впечатлениями Репин. Индивидуальными чертами наделены и фигуры, окружающие Канина: нижегородский боец с опущенной мощной рукой, Илька-моряк, смотрящий исподлобья на зрителя, высокий худой человек с трубкой. Композиционный центр идущих в связке бурлаков - мальчик в красной рубахе по имени Ларька, поправляющий сползающую с худых плеч лямку. Предельное напряжение его сил подчеркивается образами идущих рядом бурлаков, один из которых, прислонившись к соседу, не спеша набивает трубку табаком, а второй вытирает пот с изможденного и болезненного лица. Среди замыкающих выделяется профиль бородатого мужика в шапке, который дополняет общий ритмический рисунок медленно идущей толпы. Так в целом родился суровый групповой портрет одиннадцати бурлаков.
Репин закончил картину в марте 1873 года. Она была впервые выставлена в Санкт-Петербурге в этом же месяце на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки на Всемирную выставку в Вене. В столице Австрии полотно завоевало бронзовую медаль. Именно с этого момента началась европейская известность великого русского живописца. Однако он выслушал и немало критики. Российский министр путей сообщения в 1873 году негодовал: «Ну какая нелегкая вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину!». Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который купил «Бурлаков» за 3000 рублей и повесил в своем петербургском дворце. После 1917 года картина была перевезена в Государственный Русский музей.
Ничего случайного
Картина Репина «Бурлаки на Волге» хранит немало тайн и загадок. Некоторые из них раскрыл ведущий специалист экскурсионно-лекционного отдела Русского музея, автор экскурсии «Тайный смысл известных картин» Валерий Ахунов:
«Если вы внимательно посмотрите на нее, на заднем плане справа увидите современный пароход, а слева - парусное судно. И вдруг в центре бурлаки, труд которых тогда еще использовался, но все меньше и меньше. В таких загадках и контрастах проявился бунтарский дух Репина, который прослеживается во многих его полотнах - «Не ждали», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди». Они принесли Илье Репину славу как человеку, который выступал против существующего строя.
В их числе и «Бурлаки на Волге». Одна из загадок шедевра - перевернутый флаг на барже. Этому может быть несколько объяснений.
Во-первых, в морском деле флаг переворачивали в случае опасности и проблем на судне. Во-вторых, такие цвета имеет флаг Сербии. Однако Репин, с большой вероятностью, использовал первую трактовку - новый поворот, ожидание перемен, которыми была насыщена Россия в те годы. Мало кто обращает внимание, что канат, который тянут бурлаки, привязан к вершине мачты.
И если бурлаки, которые стали символом народа, вместе бы потянули эту бичеву, баржа бы обязательно перевернулась. Как рухнул бы и старый мир. Столкновение нового, промышленного мира и старого показывает и развевающийся в правую сторону флаг на барже, в то время как дым из трубы парохода направлен влево.
К слову, многие бурлаки не хотели этого нового прогрессивного мира. Для них такой заработок подчас оказывался единственным. Полученной за навигацию оплаты хватало, чтобы прожить всей семьей целый год. Однако и труд этот был невыносимо тяжелый. Не зря на переднем плане мы видим перевязанный веревкой камень, что часто принимают за случайность. Но в картине Репина нет ничего случайного. Камень здесь - символ утопленника. Дело в том, что тогда это был самый простой способ покончить жизнь самоубийством, на которое люди шли от безысходности. Рядом с камнем - разорванная корзина, которая нам вновь напоминает о том, что Репин сочувствовал революционному движению. Сломанные прутья символизируют освобождение. Освобождение от старых оков мы увидим позже и в его картине «17 октября 1905 года» (также находится в Русском музее), где в центре - человек с разорванными кандалами. Напомню, что 17 октября 1905 года, в разгар Всероссийской октябрьской политической стачки, был опубликован «Манифест об усовершенствовании государственного порядка».
В нем Николай II обещал даровать народу «незыблемые основы гражданской свободы». Это вызвало бурную реакцию в обществе. Репин с восторгом воспринял Манифест 17 октября: «<…> и вот плотина прорвана, - пишет он, - <…> теперь уже не остановить этой силы скопившейся реки - она хлынула!»
Однако все это он предугадал намного раньше - в «Бурлаках на Волге». И сегодня, наверное, нет известнее картины в истории русской живописи. Мы узнаем ее с детства, и она сопровождает нас фактически всю жизнь.
В музей - через смартфон
Сегодня все основные объекты Русского музея доступны для посещения. Однако если у вас в данный момент нет возможности прийти сюда лично, можно совершенно бесплатно устроить виртуальную прогулку по залам, детально рассмотреть отдельные произведения и получить дополнительную информацию о каждом экспонате.
На сайте Русского музея сегодня можно совершить классический тур по основной экспозиции: узнать историю и увидеть буквально все уголки Михайловского, Строгановского и Мраморного дворцов, флигеля Росси, корпуса Бенуа, Летнего сада, Михайловского замка и Домика Петра. Кроме того, для виртуальных посетителей доступны 9 туров по временным экспозициям. Например, среди них - выставка, организованная к 175-летию Репина, проходившая в музее с октября 2019-го по март 2020 года. Во время экскурсии в 3D-формате вы увидите панорамы залов вернисажа, расположившегося во всем пространстве первого этажа корпуса Бенуа, свободно перемещаться по нему и детально рассматривать отдельные экспонаты, оцифрованные в высоком качестве и снабженные аннотациями. В отличие от реальной выставки, в виртуальном туре есть возможность увидеть и подробно изучить знаменитое полотно Репина «Торжественное заседание Государственного совета», которое не стали перевозить в корпус Бенуа со своего исторического места в зале № 54 Михайловского дворца. Здесь же можно посмотреть и авторские лекции о великом художнике.
Не менее интересны виртуальные экспозиции, созданные к 140-летию Казимира Малевича и Кузьмы Петрова-Водкина.
Ну а если вы захотите послушать, как Иван Ургант, Михаил Боярский, Вячеслав Бутусов, Михаил Шац и другие звезды рассказывают о своих любимых произведениях, выставленных в Русском музее, - зайдите на страницу проекта аудиогида «Шедевры Русского музея в Одноклассниках», который запустили в этом году. И, конечно, когда сможете, приходите в музей лично!