«Очевидно, что созданная много лет назад сегодняшняя экономическая модель себя изжила. Это подтвердил и недавний кризис. Но поскольку в мировую финансовую систему интегрированы все страны, только коллективный разум способен ответить на вопрос - какой же быть экономике будущего?», - считает губернатор города Валентина Матвиенко.
16 июня, в городе начнёт работу очередной, уже 15-й по счёту Санкт-Петербургский международный экономический форум. Девиз нынешнего - «Лидеры новой эпохи». В течение трёх дней главы крупнейших компаний и корпораций, а также руководители разных стран будут обсуждать возможные пути развития мировой экономики.
А накануне форума в редакции «АиФ-Петербург» прошёл Интернет-мост с участием наших московских коллег. Валентина Матвиенко ответила на вопросы журналистов «АиФ» и подвела итоги делового года Северной столицы.
Об инновациях
- Что отличает лидера от догоняющего? Инновации. И правительство России выбрало сегодня единственный верный путь развития - это модернизация страны, переход на новейшие технологии. И не только потому, что данное направление позволяет сохранить конкурентоспособность на мировой арене. Но и потому, что у России есть огромный потенциал в этой сфере. Именно инновации помогут нам уйти от сырьевой зависимости.
И кому, как не Санкт-Петербургу, оставаться лидером в сфере инноваций? В нашем городе представлен большой процент научных институтов страны, мощная академическая база, высокий уровень образования в университетах.
Бизнес тоже не отстаёт. Так, многие уже существующие много лет предприятия города модернизируют производство, переходят на высокотехнологичную продукцию. Появились и новые, «умные» компании. Например, недавно мы открыли завод, который выпускает энергоэффективные светодиодные приборы освещения.
Очень важно, что многие из этих производств - это не заимствование западных технологий. Проекты разработаны с нуля молодыми петербургскими учёными. И город, со своей стороны, готов поддерживать развитие инноваций не только финансово, но и многими другими формами.
О малом бизнесе
По данным Министерства экономического развития, Санкт-Петербург является лидером по количеству предприятий малого и среднего бизнеса на душу населения. Таковых у нас на сегодня зарегистрировано более 300 тысяч. Только за прошлый посткризисный год их число выросло на 25 тысяч! Сегодня эти небольшие компании составляют 25% ВРП. Это четверть налоговых поступлений в бюджет города!
И я могу заявить ответственно: в Санкт-Петербурге малому бизнесу уделяется столько внимания, как ни в одном другом городе страны. Так, одних только различных программ поддержки - 18. Это и start-up, и погашение ставки кредита, и снижение арендной ставки. Мы создали Дом предпринимателя, где можно получить юридическую консультацию, доступ к энергоресурсам, правовую помощь и т. д. Ведь малый бизнес - это основа экономики любой страны.
Об инвесторах
По данным различных международных рейтинговых агентств, инвестиционный и финансовый рейтинг Санкт-Петербурга довольно высок. В чём секрет? Главное - создать понятные, прозрачные правила игры, равнодоступные как для отечественного, так и для зарубежного бизнеса. К примеру, мы давно перешли на систему продажи тех же земельных участков, имущества через электронные торги. Таким образом, любой инвестор может принять участие в конкурсе. Выигрывает тот, кто предложит более выгодные условия для города. И всё это - без участия чиновника, то есть момент коррупции исключён. Не менее важно и развитие инженерной инфраструктуры, в которую город ежегодно вкладывает 70-80 млрд руб. Далее - подготовка высококвалифицированных кадров для той или иной отрасли. Стабильная экономическая и политическая ситуация в регионе: на сегодня мы - лидеры по экономическим показателям по сравнению с другими субъектами страны. Очень важна и максимальная разбюрократизация процесса согласования и прохождения проектов, обязательность власти. Ну и, наконец, индивидуальная работа с инвесторами. Все крупные проекты - а на сегодня их 26 - сопровождаются буквально «в ручном режиме».
Записала Алина КЛИМЕНКО
АиФ-справка - проекты будущего
Морской порт
Вырос за несколько лет буквально на пустыре. Его мощность - 1,5 миллиона пассажиров. Уже в этом году ожидается прибытие 600 тыс. «круизных» туристов.
Аэропорт «Пулково»
Старый был построен 40 лет назад и рассчитан максимум на 5 млн пассажиров. В этом году аэропорт готовится принять уже 9 млн человек и работает на пределе собственных возможностей. Первая очередь нового проекта будет построена в конце 2013 года и рассчитана на 13 млн пассажиров. До 2025 года мощность увеличится до 24 млн человек в год. В прошлом году мировым экономическим сообществом аэропорт признан лучшим проектом года.
КАД и ЗСД
12 августа будет сдан 35-летний долгострой. Это не только защитное сооружение от наводнений, но и современнейшая трасса, которая значительно разгрузит город от пробок. При этом избавить центр города от грузового транспорта призван ЗСД, южная часть которого будет сдана до конца года.
Смотрите также:
- Индустрия детских товаров: развитие государственно-частного партнерства →
- Под знаком Быка: что нам готовит 2009 год →
- ...Что особого в «Нойдорф»? →