Государственно-частное партнерство может стать стимулом для развития дополнительного образования детей.
Открывая обсуждение по теме о роли государственно-частного партнерства в развитии образования на круглом столе в рамках выставки «Мир детства – 2015», президент Ассоциации участников рынка артиндустрии Ирина Егорова, отметила что «в государственно-частном партнерстве всегда принимает участие три стороны – государство, бизнес и общество. При этом они объединяются одной целью, в которой сходятся их интересы. Наша задача выработать единые механизмы сотрудничества бизнеса и государства в обеспечении дополнительного образования и досуга детей, сформировать источники их финансирования. Учитывая то, что перед государством стоит задача предоставить к 2020 году возможности дополнительного образования 75% детей, разработка механизмов ГЧП в данной сфере ─ насущная задача».
За сотрудничество государства и бизнеса выступает и курирующее индустрию детских товаров Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Заместитель директора департамента легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга России Елена Вискова отметила, что: «Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с помощью различных государственных инструментов, в частности подготовкой нормативных актов, максимально содействует развитию индустрии детских товаров, внимательно прислушиваясь к мнению участников этого важного сегмента рынка. Существующие меры поддержки, такие как: субсидии на НИОКР, на развитие индустриальных парков также направлены на поддержку всех звеньев отрасли. Мы готовы помогать, слушать и взаимодействовать со всеми, кто стремиться менять к лучшему индустрию, ведь детство – это, безусловно, часть национальной безопасности нашей страны. От того, какими мы вырастим и воспитаем наших детей, зависит наше будущее».
Одним из инструментов развития государственно-частного партнерства может стать система получения грантов на различные программы, связанные с развитием детской индустрии. Сейчас, по словам Ирины Егоровой, к сожалению, существующая практика выдачи грантов несовершенна: «Многие предприятия имеют свои конкурсы, гранты, премии, но пока это лишь частная инициатива бизнеса, в ней нет системы. Если же эта практика будет оценена государством и поддержана в рамках государственно-частного партнерства, она станет постоянной и будет расширяться».
Ассоциацией участников рынка артиндустрии предлагаются и модели партнерства ─ шефство и благотворительность: «Мы готовы оказывать шефство в следующей форме: поставлять на апробацию наши продукты взамен на разработку официальных программ, основанных на серьезных исследованиях с точки зрения эффективности обучения и повышения качества обучения со стороны Министерства. После этого будет возможно создание образовательной модели, которая может тиражироваться и подлежать госзакупкам, рекламе».
Идея рассматривать образовательные учреждения как фокус-группу для исследования новых образовательных продуктов близка и заместителю директора Дворца творчества детей и молодежи «Интеллект» Александру Страхову. «Интеллект», будучи учреждением дополнительного образования и развивающее направление робототехники может реализовывать модели ГЧП. Ведь робототехника – это не только теоретическая наука, она обязательно должна быть выражена в продукте – изобретении, которое изготавливается из конкретных материалов. Как раз здесь начинается сфера частного бизнеса. «Если нам совместно с бизнесом удастся разработать несколько платформ, на которых дети смогут участвовать в соревнованиях, это будет прекрасное и очень важное дело, ─ делится Александр Страхов. ─ Необходимо переводить деятельность ребят в этой области в публичную плоскость – в соревнования, конкурсы». До сих пор проблемной зоной является то, что форматов мероприятий, связанных с робототехникой для детей, не так много. Здесь частное партнерство может проявляться в том, чтобы бизнес курировал и помогал организовывать наиболее известные соревнования в этой области. Государство в лице образовательных организаций, в том числе связанных и с дополнительным образованием, предоставляет частному партнерству, бизнесу, возможность опосредованным образом курировать отдельные работы детей, развивать грантовую систему.
Данную тему поддержала Натэла Грейлих, кандидат педагогических наук, заместитель генерального директора по научно-методической работе ООО «Брейн Девелопмент». Она отметила, что почему-то самые серьезные соревнования детей, проводимые на рынке, не ориентированы на отечественные конструкторы. Кроме того, зачастую российским производителям, создающим робототехнические комплексы, не хватает информационной поддержки. Так, например, Натэла Грейлих отметила, что мало кому известно, что московский школьник привез золото из Кореи, где он выступал на конкурсе с комплексом, разработанным российской компанией «Брейн Девелопмент».
Натэла Грейлих также выделила ряд проблем, с которыми сталкиваются компании, работающие в области дополнительного образования для детей. В частности, «Брейн Девелопмент», имея большой опыт в создании частных клубов по робототехнике, помогает предпринимателям открывать подобные учреждения. Но людям, которые хотят открыть подобный клуб очень сложно бывает решать вопросы с арендой. Для того, чтобы открыть клуб, необходимо порядка полумиллиона рублей. Но никаких льгот для начинающих предпринимателей в этой области не существует, что приводит к сложностям и с кредитованием, и с налогообложением. «Возможно, надо содействовать тому, чтобы бизнесу в образовании предоставлялись льготные условия кредитования, ─ сообщила Натэла Грейлих. ─ Было бы очень хорошо, если бы какой-то банк взял на себя обязательство сопровождать бизнес в области образования. Ведь все это работает на детей и на наше будущее».
Бизнес в лице компаний, работающих в индустрии детства, очень заинтересован в получении субсидий, которые бы позволили частично компенсировать затраты на аренду помещений, в которых они ведут свою деятельность. И возможность получить такую субсидию является одним из примеров эффективного государственно-частного партнерства, над формами которого необходимо работать интенсивнее. «Мы изучали зарубежный опыт в области государственно-частного партнерства и оказалось, что во многих странах существуют и банки, и фонды, которым поручено финансировать образование. Возможно, что-то сдвинется и в нашей стране, ─ считает Ирина Егорова. ─ Так, например, сейчас готовится новое постановление на погашение процентов по кредитам, которые взяты на открытие организаций по дополнительному образованию. Мне кажется, что в рамках развития детской индустрии необходимо инициировать создание финансовых инструментов – без этого вряд ли что-то получится».
Вместе с этим, Ирина Егорова подчеркнула важность уже существующих возможностей для производителей, в том числе в части информационной поддержки индустрии товаров для детей: «В Минпромторге России в рамках государственной программы “Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности” есть специальная подпрограмма “Индустрия детских товаров”, в рамках которой предусмотрена и информационная поддержка индустрии. У нас работают сайты, форумы, горячие линии, поэтому я призываю всех активнее обмениваться информацией о своих достижениях, проблемах и новостях. Бизнесу очень важно объединяться в понятные структуры и обмениваться информацией. Необходимо формировать информационное пространство и улучшать деловой климат в отрасли в целом».