С развитием новых технологий появляются все новые изощренные технологии обмана. Мошенники вредят не только абонентам телефонных операторов, но и репутации сотовых компаний. Правоохранительные органы борются, но зачастую разводят руками, поскольку нет законодательных решений, которые могли бы оградить общество от мошенничества с помощью мобильной связи.
Знание - сила!
АНДРЕЙ ЕЛИСЕЕВ,
директор Северо-Западного региона «Билайн»:
- Анализируя ситуацию, наша компания поняла, что проблема мошенничества с использованием услуг сотовой связи сегодня очень актуальна. Мы предлагаем ряд мер, чтобы противодействовать развитию этой неприятной тенденции.
Человек, попавшийся на уловку, испытывает злость не только на себя, но и на оператора сотовой связи. Кроме того, для многих обманутых это не только психологическая травма, но и достаточно серьезные финансовые потери.
По заказу нашей компании были проведены исследования, чтобы понять масштаб бедствия. Опрос проводило независимое агентство, и в нем приняли участие пользователи сотовой связи из 11 российских городов, причем опрашивали клиентов не только нашей сети, но и других операторов. Выяснилось, что количество людей, которые подверглись мошенничеству с использованием мобильной связи, огромное: порядка 10 миллионов! Существует много схем, по которым мошенники вынуждали граждан расставаться со своими деньгами. Мы считаем, что необходимо как можно больше информировать людей о возможных вариантах мошенничества. Поэтому запускаем программу «Мобильная грамотность», направленную на противодействие преступлениям с использованием услуг сотовой связи. В результате экспертные советы в 30 российских городах разработали рекомендации для абонентов, операторов, СМИ и право¬охранительных органов. Они основаны на практических исследованиях и на анализе экспертных мнений.
Мы считаем, что эти рекомендации должны знать все пользователи мобильных телефонов. Проще говоря, как себя вести в тех или иных ситуациях, чтобы не стать жертвой обмана. И постараемся распространять эти рекомендации по всем возможным для нас каналам.
Не ведитесь на халяву
Михаил ГРУДОВИК,
заместитель начальника 7-го отдела Уголовного розыска ГУВД СПб и ЛО:
- В последний год заметна тенденция к снижению преступлений с помощью мобильных телефонов. Но вал еще чувствуется. В 2008 году зарегистрировано 215 подобных преступлений, по которым возбуждено 172 уголовных дела. Это официальная статистика. Реальные цифры гораздо выше, так как многие обманутые зачастую не обращаются в милицию. Основным видом мошенничеств являются так называемые «ночные звонки». Преступник звонит абоненту, представляется родственником или знакомым и говорит, что попал в ДТП или другую неприятную ситуацию. Для того чтобы «отмазаться» или закрыть дело, псевдородственнику необходима некая сумма денег. Мошенники - неплохие психологи, поэтому если абонент начал диалог, велика вероятность, что преступник сумеет забрать деньги. Звонки в основном осуществляются из мест лишения свободы и следственных изоляторов. Ни для кого это не секрет. Если абонент готов отдать деньги, преступник связывается с подельниками, которые и приезжают за деньгами. Люди ведутся на «халяву», не думая, что они делают. Верят различным акциям, розыгрышам тракторов «Беларусь» и готовы в азарте бежать и переводить мошенникам деньги!
Для того чтобы этого не происходило, необходимо постоянно вести разъяснительную работу. Такую, какую начала компания «Билайн». А если вы все-таки попали в неприятную ситуацию, обязательно обращайтесь в органы милиции! Уверяю вас, все преступления регистрируются, по ним проводятся проверки и возбуждаются уголовные дела.
В мире информационных перегрузок
Дмитрий ГАВРА,
доктор социологических наук, заведующий кафедрой теории коммуникаций факультета журналистики СПбГУ:
- За последние 10 лет мир кардинально изменился. Мы живем в ситуации постоянных информационных перегрузок. В группе риска оказались пожилые, подростки, дети и люди с синдромом жертвы. Раньше эти граждане становились жертвами наперсточников, разнообразных лохотронов, теперь этот лохотрон стал технологически более оснащенным. Еще один фактор: в связи с быстротой жизни, с клиповостью восприятия, население психологически готово принять неожиданную негативную информацию. Эта готовность навязана СМИ - любое неприятное событие с жертвами, катастрофы попадают на первые страницы газет, с них начинаются новости на всех телеканалах. Поэтому сегодня никого не удивит, что с нашими близкими может случиться что-то плохое.
Кроме того, у людей нет доверия к институтам власти и правоохранительным органам. Вдумайтесь, преступники ведь чаще всего предлагают заплатить взятку милиции, ГИБДД. И народ совершенно спокойно к этому относится, это в порядке вещей.
Рекомендации, которые выпустила компания «Билайн», очень своевременны и полезны. Уверен, они помогут большинству граждан не попасться на удочку злоумышленников.
За границей тоже дурят
ЮРИЙ БРЮКВИН,
руководитель аналитического агентства «Рустелеком»:
- Мошенничество с помощью мобильной связи процветает не только в нашей стране. Однако на Западе мобильная связь развилась гораздо раньше, чем у нас, поэтому и осведомленность о возможных мошенничествах выше.
В группу риска за рубежом входит в основном молодежь 14 - 25 лет. За границей такой способ обмана так же распространен, правда, там работают иные технологии. К примеру, если в США раздастся звонок от якобы родственника с просьбой «отмазать» от ДТП, в это никто не поверит. Но там работают схемы с призами. Еще одна схема широко прогремела в Европе совсем недавно. Называется она «премиальные звонки». Абоненты от Испании до Норвегии стали получать SMS с просьбой немедленно перезвонить. Те, кто поддался искушению, набирали номер спутникового телефона, звонок на который стоил в среднем около 10 евро. Схема раскрылась в связи с тем, что за короткий период времени от этого вида обмана пострадало огромное количество людей во всем мире.
Полезные советы
Если раздался звонок с незнакомого номера на ваш мобильный и голос звонящего похож на голос вашего родственника, который сообщает, что попал в беду и выручить его можно только деньгами (передачей наличных денег или активацией карт оплаты):
• не впадайте в панику;
• обязательно задайте звонящему вопросы личного характера, ответы на которые помогут вам определить, точно ли звонящий является вашим родственником, а не мошенником, умело имитирующим голос близкого вам человека. Примеры вопросов: куда он ездил отдыхать в последний раз, как зовут других ваших родственников, номер дома, местоположение вашей дачи и т. п.;
• незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы.
Получив звонок от человека, представляющегося сотрудником радиостанции или оператором сотовой связи, о том, что вы выиграли приз, для получения которого вам необходимо активировать карты оплаты на определенную денежную сумму:
• не торопитесь активировать карты оплаты (передавать деньги);
• позвоните на радиостанцию/в абонентскую службу оператора сотовой связи - уточните, проводится ли такая акция, о которой вам сообщили неизвестные.
Получив sms-сообщение с незнакомого вам номера, подписанное якобы знакомым вам человеком, с просьбой пополнить баланс его счета для срочного подключения телефона:
• не торопитесь производить оплату;
• постарайтесь связаться с вашим знакомым по известному вам номеру и уточнить, есть ли у него проблемы с отключением телефона;
• перезвоните на указанный номер, чтобы уточнить, на самом ли деле к вам обратился ваш знакомый. Получив SMS-сообщение с незнакомого вам номера, подписанное якобы знакомым вам человеком, с просьбой пополнить баланс его счета для срочного подключения телефона:
• не торопитесь производить оплату;
• постарайтесь связаться с вашим знакомым по известному вам номеру и уточнить, есть ли у него проблемы с отключением телефона;
• перезвоните на указанный номер, чтобы уточнить, на самом ли деле к вам обратился ваш знакомый.
Рекомендации пользователям сотовой связи:
1. Защитите себя от обмана - будьте бдительны, узнавайте больше о существующих мошеннических схемах! Внимательно относитесь к предупреждениям от операторов сотовой связи, правоохранительных органов, СМИ о схемах обмана, применяемых мошенниками с использованием услуг сотовой связи.
2. Убедитесь в достоверности информации, полученной по телефону от неизвестных, представившихся сотрудниками правоохранительных органов, радиостанции, оператором сотовой связи, чиновниками, вашими родственниками, знакомыми или прочими лицами.
3. Не торопитесь предпринимать действия по инструкциям неизвестных людей, полученным посредством телефонного звонка или SMS, в особенности если их инструкции требуют перевода или передачи вами денежных средств каким-либо способом. Поспешные действия могут привести к вашему финансовому ущербу.
4. Не торопитесь давать телефон на «один звонок» незнакомому человеку. Помните, что в последнее время участились случаи краж телефонов именно таким способом. Если вы хотите помочь просящему человеку, наберите нужный номер и сообщите информацию самостоятельно, не передавая телефон в руки незнакомца.
Смотрите также:
- Как нас «надувают»? Петербуржцы сталкиваются с «законным» мошенничеством →
- Очень мобильная связь →
- …кто ворует номера? →