Мода менять старые окна на новые, пластиковые, так называемые ПХВ, охватила Питер. Впрочем, дело не в моде, а в том, что рамы в наших домах стоят чуть ли не веками: рассохшиеся, страшные, пропускающие холод. Поменять их - удовольствие дорогое, хотя фирм, предоставляющих услугу, становится все больше. И вот в конце июля - начале августа в газете "Экстра-Балт" появилось объявление фирмы "Строй Ресурс": "супернизкие цены на немецкие окна". Действительно, примерно на сто евро дешевле, чем у других.
Касса в тумбочке
Народ потянулся, в числе прочих - и две сотрудницы нашей газеты. Офис ООО "Строй Ресурс" оказался в гостинице "Выборгская": здесь демонстрировались образцы продукции, девушка-менеджер на компьютере обсчитывала заказы, отвечала на бесконечные звонки. Вот только кассового аппарата не наблюдалось, но люди, привычные к "особенностям национального бизнеса", этим не смущались. Заказчику предлагался составленный по всем правилам искусства договор, предоплата - как во всех подобных фирмах - 80 процентов. Полученные деньги девушка убирала в тумбочку, а покупателю давала приходный ордер с печатью. Через пару дней на квартиры заказчиков приходили обмерщики. Впрочем, срок изготовления вожделенных окон ПХВ был длительным - месяц. "Уж очень много желающих", - поясняла менеджер.
...Когда обмерщик пришел к одной из наших сотрудниц, он не смог ответить на ряд ее вопросов, но с готовностью дал визитку начальника отдела продаж Павла Евгеньевича Солина с его сотовым телефоном. Солин отозвался сразу и квалифицированно разрешил все сомнения. Когда сотрудница поехала заключать договор, начальник оказался на месте и еще раз сам посмотрел заказ. Узнав, что заказчица работает в "АиФ", живо заинтересовался условиями размещения рекламы. Все было так приветливо, так ласково, оставалось только ждать окна...
На этом обыденный сюжет заканчивается, начинается криминальный.
Криминальный ПХВ-профиль
Незадолго до заветного срока наши истомленные ожиданием сотрудницы позвонили в "Строй Ресурс". Телефоны молчали, так же как и мобильник Солина. Движимые нехорошим предчувствием, заказчицы бросились в "Выборгскую". Оказалось, что фирма уже съехала, и дежурный на этаже посоветовал обращаться... в милицию. Не вы, мол, первые. В РУВД, действительно, уже были в курсе.
По мнению оперативников, человек, называвший себя Солиным, с самого начала задумал мошенничество. Прорехи в нашем законодательстве позволили без помех осуществить комбинацию. Так, можно купить готовый пакет документов новой фирмы, в роли директора которой, как правило, пенсионеры или бомжи. Потом покупатель обычно перерегистрирует фирму на себя, но Солину это было ни к чему. Притом он купил документы даже без предъявления паспорта, то есть следов не оставил. Когда пришел в "Выборгскую", предъявил этот вот пакет, и в гостинице в качестве арендатора фигурировал все тот же неведомый директор-пенсионер. Обмерщиков и девушку-менеджера в офис Солин нашел по объявлениям в газете - люди искали работу. Заплатил им аванс, фирма отработала пару недель.
Больше никто "Солина" не видел, по некоторым данным, его вспугнули именно сотрудники "АиФ" - мошенник встревожился, что его липовая контора вошла в соприкосновение с влиятельным изданием. Что ж, для нас утешение, что, возможно, спасли немало потенциальных жертв мошенника.
Не солоно нахлебавшись...
По словам оперативников, это первое в городе мошенничество, связанное с окнами. На них есть спрос, и "солины" среагировали. Дебют впечатляет: по самым скромным подсчетам, за пару недель Солин получил больше миллиона рублей. На днях против него должно быть возбуждено уголовное дело. Есть ли шансы найти, ведь фамилия явно вымышленная? Оперативники уверены, что есть.
Конечно, у всех пострадавших тяжело на душе: и денег жалко, и противно чувствовать себя облапошенным, да и зиму предстоит переживать все с теми же старыми рассохшимися рамами.
Была ли возможность понять, что дело нечисто? Оперативники советуют обращать внимание на следующее. Прежде всего - на договор. В "солинском" не был указан его порядковый номер. А это обязательно для налоговой инспекции и говорит о порядочности фирмы. Во-вторых, обращайте внимание на подпись директора. И лучше всего, чтобы он подписывал договор в вашем присутствии. В "Строй Ресурсе" на месте подписи стояла ничейная закорючка. В-третьих, должны быть указаны ИНН фирмы, юридический адрес и адрес фактического расположения, желательны также коды налогового и статистического учета. Один из признаков солидности фирмы - кассовый аппарат, и заказчик должен получить не приходный ордер, а чек.
Впрочем, знающие люди на все это лукаво усмехнутся: современный российский бизнес таков, что ничто не гарантирует от обмана. Судите сами: в том же РУВД в производстве дело фирмы, которая по окнам ПХВ честно отработала несколько лет. А потом случилось так, что не смогла исполнить свои обязательства. И тоже обманула заказчиков.