Деревня SOS: шанс дается каждому

   
   

Здесь все необычно - обитатели, уклад, традиции. Речь идет о Детской деревне SOS, расположенной под Пушкиным. Ее граждане - дети, оставшиеся без родных или попавшие в трудную ситуацию. Многие - сироты при живых родителях.

Дать дом и семью

Сама модель пришла к нам из-за рубежа. В основе концепции - долгосрочная опека обез- доленных детей в любящей и благополучной семье, где есть мама. «Дать покинутому ребенку мать, братьев и сестер, дом - лучшей помощи для него я не знаю!»,- говорил основатель системы австрийский гуманист Герман Гмайнер. «Мы не делаем ничего особенного. Просто хотим дать ребенку то, что есть у других детей», - повторяют сегодня его последователи.

Под Петербургом 67 детей живут в добротных, двухэтажных коттеджах. На каждом - табличка, указывающая попечителей или организации, выделившие средства. Дарители - сплошь иностранные…

С разрешения (внутренний мир семей всячески оберегается) входим в один из коттеджей. На первом этаже - просторная современная кухня, плавно переходящая в гостиную, жилая комната, туалет, различные подсобные помещения. На втором - детские спальни, комната мамы, ванная. Везде хорошая мебель, бытовая техника, много симпатичных мелочей, которые и делают обстановку домашней. У каждой семьи есть маленький огород, а вокруг - палисадник, который мама с детьми оформляют по-своему. Кто-то устраивает просто зеленую лужайку, а кто-то разбивает нарядный цветник. Обустроены также стадион, игровая площадка, здание, где проходят концерты, занятия.

В каждом доме обитают 6-7 детей, но ключевая фигура - мама. Здесь это профессия. Женщина должна не просто постоянно находиться вместе с детьми, а стать для них по-настоящему родной. Если надо уехать, на смену ей приходит тетя, тоже сердечный, добрый человек. Некоторые из теть так прикипают к своим подопечным, что сами  готовы стать мамами.

Сыграть с Аршавиным

Найти таких нелегко, поэтому отбор многоступенчатый и тщательный. Более того, когда мама уже становится «мамой», она должна постоянно заниматься развитием. Поэтому большинство постоянно учатся, заканчивают различные курсы. Им в помощь и серьезные психологические программы, тренинги, где учат, как помогать детям, перенесшим душевные травмы.

Мы заглянули в гости к Нине Баличевой и ее дружному семейству. Нина Викторовна, элегантная и стройная, как раз накрывала на стол. В деревне она с момента основания. До этого трудилась в лицее моды, а затем решила попробовать себя в новой роли - и прошла жесткий кастинг.

   
   

Сейчас воспитывает семерых подростков от 5 до 16 лет. Каждый со своим характером, привычками. Аня очень любит читать, Алена хорошо рисует. В шумном коллективе три сестры и два брата. В этом тоже особенность подхода - не разлучать родных людей. То, что это именно семья, видно с первых минут.

В доме царила веселая кутерьма. У 16-летнего Алексея был день рождения и все дружно готовили ему подарки. Один - долгожданный. Алексею подарили настоящие вратарские перчатки и футбольный мяч с автографом Андрея Аршавина.

Со знаменитым футболистом именниник  уже встречался. Аршавин нередко приезжает сюда к своим подопечным. В один из визитов провел с ребятами четыре часа. Так что теперь вся деревня заболела футболом.

- Дети учатся обслуживать себя. Вести совместное хозяйство, общаться между собой и с другими людьми, - рассказывает мама. - Мы вместе ездим в магазин, но если есть возможность - отправляются сами, я им доверяю.

Покупают продукты и необходимые мелочи. Затем отчитываются, приносят сдачу.

- Что-то починить стараемся своими силами, - продолжает Нина Викторовна. - У всех есть обязанности, дети моют, стирают, убирают. Могут приготовить полный обед, от супа до десерта. В свободное время ходят в кино, театр, гости. Словом я, как все нормальные родители, учу их жизни, чтобы не пасовали перед трудностями, были самостоятельными. Очень их всех люблю и никого не выделяю.

Учатся ребята в обычных школах Пушкина и Павловска. Занимаются в кружках, секциях, музыкальных школах. Общаются со сверстниками, эти контакты никто не ограничивает.

Пока не встанут на ноги

Конечно, в таких условиях дети преображаются. Трехлетнюю Сашеньку, например, взяли в семью Нины Баличевой пассивной, с задержками развития, она почти не говорила. Сейчас ей пять - и это сгусток энергии. Значительно улучшилась речь, ребенок усиленно занимается с логопедом.

- Потребности детей у нас на первом плане, - говорит психолог Елена Проскурякова. - Если вдруг кто-то заболел и нужно быстро сделать томографию, мы найдем средства для проведения исследований. Необходимы дорогие лекарства - выделяем финансы из общего бюджета. Помогаем нашим мамам выехать с ребятами летом на отдых. Ну а если выпускникам требуется дополнительная подготовка, чтобы продолжить образование, - приглашаем репетиторов. Сейчас трое учатся в вузах.

После 9-го класса дети из маминого дома переходят жить в Дом молодежи. Он расположен в Красносельском районе. Там они находятся, пока окончательно не встанут на ноги. Рядом постоянно воспитатели, которые всегда помогут и подскажут правильный путь. Это тоже отличительная черта такого проекта. Ведь судьбы наших детдомовцев часто складываются трагически не потому, что им было плохо в казенных стенах. Многие детдома достойно обеспечены, а у их воспитанников есть такие игрушки, еда и условия, о которых в рядовых семьях только мечтают.

Проблема в другом: огражденные от бытовых сложностей, они не готовы к встрече с реальностью, жестким миром взрослых. Самое страшное начинается после выхода. Молодой человек оказывается один на один с массой проблем, которые не знает, как  решать. В итоге через пару лет самостоятельной жизни  может остаться без жилья, замешанным в дурные компании.

Здесь это почти исключено. Фактически до 20-23 лет воспитанники этой благотворительной организации живут под опекой специалистов. Получают профессию, работу, обзаводятся семьями. Но и сами должны заниматься делом. В качестве доказательства - зачетка или справка с места службы. И только когда человек твердо встал на ноги, он пускается в самостоятельное плавание. Такой шанс получили уже свыше 90 человек.

Смотрите также: