Многие уже забыли, когда в последний раз брали томик стихов, хорошую прозу. Мы переписываемся «эсэмэсками» и все больше выбираем «чтиво». Что вырастет из человека, который с детства не приучен к классике, красоте слова?
Об этом размышляет директор Центральной городской публичной библиотеки им. В. Маяковского, президент Петербургского библиотечного общества Зоя Чалова.
Чтение или информация?
- Сегодня в библиотеку чаще приходят не почитать книгу, а получить информацию. Но ведь это не одно и то же?
- Утилитарное чтение - для работы, учебы - преобладает. Тот же Интернет - это некий самообман. Однако меняются и библиотеки. Они становятся образовательными, культурными центрами. Книгохранилищ и тетенек в халатах больше нет. Весь мир сегодня стремится к тому, чтобы библиотека была средоточием информации: сколько музеев в городе, памятников, куда пойти, как устроиться на работу… Все в одном месте.
В город приезжают сотни людей, которые не могут влиться в эту жизнь. Не знают, как подписать договор, получить регистрацию, расшифровать законы. Весь этот комплекс решает библиотека. Мы выступаем в роли навигаторов и помогаем людям.
- У вас 100 тысяч читателей, преимущественно - молодежь. Но как раз ее обвиняют в нелюбви к книге. Чем привлекаете новое поколение?
- Чтобы библиотеки были востребованы, они должны оснащаться на самом передовом уровне. В серой убогой «избе-читальне» молодых людей не увидишь. А если все оборудовано по последнему слову - они придут с удовольствием. Пример - наша медиатека. Там места никогда не пустуют. Но много и пожилых. Как им, брошенным государством, разобраться с пенсиями, реформами, справками? А мы организовали компьютерные курсы для людей старшего возраста, учим бесплатно. Они дружат, общаются, а это уже клуб. Многие пишут: моя жизнь изменилась в корне.
Роман о выходном дне
- На городском педсовете вы приводили пример. Школьник попросил роман о выходном дне. Оказалось, Лев Толстой, «Воскресение». Но такие случаи все же исключение. Большинство нынешних старшеклассников эрудированны, знают языки, могут без проблем составить деловое письмо на английском.
- Да, их научили, натаскали. Но нет души, умения жить в обществе. Оттуда брать эти качества? Интеллигенция черпала из умной, порядочной семьи, просвещенного окружения. Сейчас же порой вырастают ухоженные, не глупые… но манкурты. Без чести, совести, устоев. Они стремятся к одному - любой ценой приспособиться к этой жизни.
- Порой говорят: если ты такой умный, то почему такой бедный? Отчего в перестройку в нищету скатились как раз образованные?
- Я тоже отношу себя к разряду бедных. Интеллигенция оказалась на дне как раз потому, что у нее есть принципы. Такой человек не может переступить через другого. Его всю жизнь воспитывали, что это плохо. А посредственности без моральных ориентиров, циники поднялись. Отодвинули, обманули, подсуетились…
Но я их жизни не завидую. Вспомните, сколько их погибло в те же 90-е. Да и сейчас часто нет теплоты в отношениях. У них достаточно средств, материальных ценностей, но очень многие несчастливы. И пройдет еще немало времени и поколений, пока эти люди начнут ценить семью, друзей. К сожалению, сегодня для них это пустые слова. Нужны только деньги.
- Но государство само способствует тому, чтобы человек не учился думать, связно излагать свои мысли. Раньше в школе обязательным было сочинение, сегодня ЕГЭ - тесты, где достаточно просто поставить «галочку».
- Через этот поиск прошли все страны. Но наш ЕГЭ дал дикие результаты. Нынешняя система, когда талантливые дети остались за бортом, вообще недопустима. Поступили люди со справками об инвалидности, провинция, Кавказ. А петербуржцы проиграли и в этом году вынуждены пойти на платные отделения. Это ошибка.
За книжку - подарок
- Во Франции премьер-министр может выступить по радио и рассказать, что он читает такую-то книгу, цитировать отрывки. Или вся Америка принимается за Сэлинджера. Может, и нам перенять полезный опыт?
- Штаты в последние 10 лет тратят колоссальные деньги на программы по поддержке чтения. Они увидели, что растут целые поколения, которые даже не знают, как выглядит книга.
Но там все построено на технике. Я сама была свидетелем того, как это делается. Закупаются великолепные
библиобусы и волонтеры едут в районы, где живут эмигранты. Расстилают ковры с горой игрушек, подарков и кричат - выходите! Людям дарят книги и еще массу вещей. Заманивают в библиотеку любыми способами. За прочитанную книгу - содержание проверяют - абонементы в бассейн, поездки на скутерах, игрушки, сладости. И дети бьются за книжки, читают наперегонки. Постепенно втягиваются и взрослые.
- А когда мы очнемся?
- Уже очнулись. В Петербурге давно открыты почти 200 публичных библиотек. А два года назад появилась государственная правительственная программа поддержки чтения: правильная, но безденежная. Однако наш город разработал свою программу и подкрепил ее финансово. По решению губернатора выделены средства на модернизацию - Интернет, технику. Первый этап уже пройден.
- В «Маяковке» посетитель может познакомиться с электронными новинками. Но в цивилизованном мире сегодня ходят в библиотеку, не выходя из дома.
- Мы тоже стараемся, чтобы читатель вошел в наш зал, не покидая собственной гостиной. Для этого объединяются все электронные ресурсы. Открыв такой каталог, посетитель посмотрит, где находится нужная книга, и, выйдя на сайт, получит необходимые сведения. Так работают во многих странах. У нас эта сказка станет явью года через два.
- Людям сейчас живется непросто. Они говорят: «Мы так много работаем, устаем, а вы нас еще читать заставляете!»
- Насильно ничего навязывать нельзя. Должна быть потребность. Но надо подтолкнуть человека к правильному выбору. Даже если из сотни мы кого-то заинтересуем - уже победа. Наше дело бороться за читателя и не опускать руки.
Смотрите также:
- Неулыбчивость - в крови? Почему мы перестали радоваться чужим достижениям →
- «Убийцы времени». Ими являются телевидение, Интернет и алкоголь →
- Илья Штемлер: "Достоинство граждан учит любую власть" →