- Создать вакцину от ВИЧ - это всё равно, что первыми полететь в космос. И Россия вновь должна подтвердить статус сверхдержавы, предложив миру спасение от «чумы XX века», - считает разработчик вакцины директор Биомедицинского центра, профессор СПбГУ, доктор биологических наук Андрей Козлов.
Понять вирус
- "АиФ-Петербург": Андрей Петрович, вы выявили первый случай ВИЧ в Северной столице. Говорят, вас тогда даже «фашистом» назвали…
- В 1987 году мы действительно выявили первого ВИЧ-инфицированного в Ленинграде, а в 1988-м - первый случай смерти от СПИДа в стране. Тогда это стало сенсацией. «Смерть от СПИДа в Ленинграде» - с такими заголовками выходили газеты по всему Союзу. Сразу встал вопрос о создании вакцины. Но для начала нужно было разработать тест-системы, понять, как развивается вирус. Помню, чтобы провести скрининг, я на деньги нашей лаборатории закупил для города 10 тысяч пробирок. Мне, как учёному и простому гражданину, важно было знать масштабы распространения инфекции. Вот тогда-то меня и обвинили в нарушении прав человека, «фашистом» тоже называли. В стране шли жаркие споры - стоит ли тестировать людей на ВИЧ, не будет ли это дискриминацией? Сейчас все цивилизованные страны проводят скрининг по схеме, предложенной российскими учёными. Кстати, как выяснилось, наибольшая часть ВИЧ-инфицированных - ответственные люди. Узнав о своём диагнозе, они стараются не заразить других. Видимо, нужно было дождаться эпидемии, чтобы это понять.
- "АиФ-Петербург": США приступили к разработке вакцины от ВИЧ в 1997 году. А мы?
- В 1994-1995 годах в Государственной Думе принимался закон о СПИДе, шли слушания, и уже тогда мы с коллегами пытались выбить деньги на создание вакцины от ВИЧ. Удалось это только в 1997 году. Тогда же президент США Клинтон поставил задачу перед американской наукой о создании вакцины в 10-летний срок. Планы не осуществились. Но сейчас в Америке и многих странах Европы на борьбу с ВИЧ выделяется около 1 млрд долларов в год. Россия, начиная с 1997 года, потратила всего несколько десятков миллионов долларов. Для сравнения: в США сейчас около 150 вариантов вакцины, в России - 3. Их разработка ведётся в Новосибирске, Москве и Санкт-Петербурге. Все они прошли первую стадию клинических испытаний.
В сложившихся условиях это - выдающийся результат.
Заражает одна частица
- "АиФ-Петербург": Прежде чем приступить к испытанию вакцины, вы сделали несколько важных мировых открытий…
- В Биомедицинском центре мы получили новые данные об острой фазе ВИЧ-инфекции. Как оказалось, именно в первые несколько дней после заражения в крови человека содержится наибольшая концентрация вируса. При этом антитела ещё не выработаны и всевозможные тесты наличие ВИЧ не показывают. А организм именно в этот момент принимает решение - как ему быть с вирусом: погибнуть или бороться.
Поэтому нужно совершенствовать методы диагностики, которые позволят найти вирус сразу же после заражения. Возможно, и лечение ВИЧ-инфицированных надо начинать с этой стадии. Сейчас им назначают терапию лишь когда болезнь начинает прогрессировать.
Помимо этого, проведя многолетние исследования группы наркозависимых в Санкт-Петербурге, мы выяснили, что в 70% случаев заражения ВИЧ через кровь проходит с помощью всего одной вирусной частицы. До этого американцы сделали сходное открытие в отношении сексуального пути заражения. Эти два открытия просто изменили стратегию создания вакцины против ВИЧ. Ведь из сотен миллионов частиц вируса, находящихся в крови инфицированного, мы выделили ту, что отвечает за заражение.
И вакцину надо делать не против того вируса, которым уже болеет человек - он постоянно мутирует, - а против того, что инфицирует. Над чем мы сейчас и работаем. К слову, один из самых известных научных журналов в мире Science написал по этому поводу: русские учёные сделали то, что просто невозможно сделать.
- "АиФ-Петербург": Значит ли это, что петербургский вариант вакцины против ВИЧ может оказаться самым эффективным?
- Над созданием вакцины в Санкт-Петербурге работают учёные из СПбГУ, Государственного НИИ особо чистых биопрепаратов и Биомедицинского центра. В конце прошлого года мы впервые в России начали испытания на людях так называемой ДНК-вакцины, которая способствует образованию иммунитета против клеток, инфицированных ВИЧ. Первая, клиническая, стадия была завершена весной этого года в СПбГМУ им. Павлова. В испытаниях вакцины участвовал 21 человек - абсолютно здоровые люди. Тестирование показало, что вакцина безопасна для здоровья и не вызывает побочных эффектов. Кроме того, иммунные клетки вакцинированных людей распознавали белки вируса, что также важно для борьбы с ВИЧ. Когда появятся деньги, мы должны приступить ко второй стадии, где будет изучаться иммунный ответ организма уже 100 человек. Причём часть будет относиться к «группе риска».
Но самая важная - это третья стадия клинических испытаний. В ней должно участвовать не менее тысячи человек исключительно из «группы риска» - наркозависимые; женщины, занимающиеся проституцией; гомосексуалисты; пары, в которых инфицирован лишь один партнёр. Причём сформировать столь специфическую когорту крайне сложно. Американцы ездили испытывать свой вариант вакцины в Таиланд, где секс «популярнее», чем в США. Нам же удалось найти общий язык с инъекционными наркозависимыми и сформировать группу из более чем тысячи человек. Они приходят в центр раз в месяц, сдают кровь, и у нас есть возможность проводить исследования. Цифры, увы, пугают… В 2010-м в этой «группе риска» ВИЧ заразилось 7,5%, тогда как в 2004-2006-м - 4%. Наркозависимые - это самая опасная группа, которая несёт ВИЧ по всему миру.
- "АиФ-Петербург": Но ведь сейчас говорят, что секс опередил иглу…
- 90% ВИЧ-инфицированных - наркоманы. Они заражают не только своих «друзей» через иглу, но и изначально здоровых сексуальных партнёров. Поэтому и цифры передачи вируса половым путём растут. Задача № 1 в России - предотвратить перенос инфекции от наркоманов в общую популяцию. Иначе мы просто вымрем.
В Индии - опаснее
- "АиФ-Петербург": Как обстоят дела с поиском «панацеи от СПИДа» в других странах?
- До третьей стадии клинических испытаний на людях в мире дошли три вакцины. Но все оказались малоэффективными. Например, относительно недавно американцы испытывали «антиспидовую вакцину» в Таиланде. Задействовали 16 тысяч человек, потратили 100 млн долларов и 3 года. Оказалось, она снижает вероятность заражения ВИЧ на 30%, а надо на 90%. Однако России нужна своя вакцина, так как 90% ВИЧ-инфекции в стране вызвано субтипом А. В Таиланде представлены преимущественно субтипы В и Е, в Европе - В, в Африке - все виды, в Индии - С - особо въедливый, изменчивый и опасный вид вируса. Наш вирус очень однородный, поэтому есть основания полагать, что вакцина сработает лучше.
- "АиФ-Петербург": Вопрос, который вам задают все, - «когда?».
- На победу с оспой у человечества ушло более века, а ВИЧ гораздо страшнее. Вирус постоянно мутирует, поражает клетки иммунной системы, которые призваны с ним бороться... Нам потребуется не менее 100 лет, чтобы взять ВИЧ под контроль. Даже если вакцина появится в ближайшие годы. Ведь сейчас в мире инфицировано более 30 млн человек и цифры растут. Но создание вакцины от ВИЧ - дело престижа страны. Это всё равно, что первыми полететь в космос. И наши учёные могут повторить подвиг Гагарина на своём поприще.
Смотрите также:
- Бактерии наступают. Устойчивые к антибиотикам микробы угрожают человечеству →
- Большой эпидемии уже не будет →
- Грипп «победил» поцелуи? →