Неулыбчивость - в крови? Почему мы перестали радоваться чужим достижениям

В последнее время люди живут по пословице: «Счастье - это не когда у тебя корова отелилась, а когда у соседа свинья сдохла». Любая новость о чужой неудаче, будь то болезнь известного человека или спортивный провал, воспринимается частью российского общества с радостью и ликованием. О причине такого злорадства, новых «врагах народа» и особенностях русского менталитета «АиФ-Петербург» рассказал Дмитрий Исаев, российский психиатр, сексолог, заведующий кафедрой клинической психологии СПбГПМУ.

   
   

Дело не в ЕГЭ

Ольга Сальникова, АиФ-Петербург: - Дмитрий Дмитриевич, понятно, что в Интернете, где можно писать анонимно, уровень агрессии зашкаливает. Но ведь сейчас это всё выходит на улицы: взрослые стреляют друг в друга из-за парковки, дети избивают одноклассников ради видео в Интернете… Чего только стоит история с московским школьником, убившим учителя и полицейского. 

- Трагедия в московской школе - это другая история. История, скорее всего, психически больного человека. Помнится, в советские времена в газете «Смена» вышла статья о том, как один школьник прогуливает уроки, лежит дома, смотрит в потолок и неизвестно, о чём мечтает. Была описана клиническая картина шизофрении, но в статье ставились вопросы: Куда смотрит комсомольская организация и учителя? Почему не занимаются должным образом воспитанием детей? Так и здесь. Нужно думать, как выявить таких потенциально опасных для общества людей, вовремя им помочь. А не рассуждать о том, что школьники стали убивать из-за плохого воспитания, развала школьного образования или введения системы ЕГЭ. Другое дело, что сегодня уровень бытовой агрессии в российском обществе действительно высок. И причины таятся не в психологических особенностях россиян, а в социальном устройстве нашего государства, которое провоцирует людей на агрессию и борьбу за выживание. 

Ведь если государство существует для человека, а не наоборот, - оно стоит на страже любых интересов своих граждан. Вне зависимости от их доходов, возраста и сексуальной ориентации. Защищены все: бизнесмены, бедные, старики, матери-одиночки. Полиция, миграционная, налоговая службы функционируют на благо народа. У нас же управленческая машина воспринимается людьми как некий механизм насилия над личностью, а не способ обеспечить достойную жизнь. 

Более того, у людей фактически нет возможностей добиться правды законным путём, защитить себя и близких. Подобное обесценивание личности в государстве приводит к тому, что человек перестаёт уважать как самого себя, так и окружающих. И все эти высказывания в Интернете - лишь попытка выплеснуть накопившийся негатив. 

АиФ-Петербург: - Многие считают, что неулыбчивость и желание где-то что-то урвать у нас в крови…

- Никакой особой русской ментальности нет, но есть определённые традиции и модели воспитания. У нас людей принято «строить» начиная с детского сада и школы, внушать, что они должны быть как все, ничем не выделяться. Попадая в общество, где любого человека ценят как личность, наши люди в большин-
стве своём меняются, начинают соблюдать принятые правила, улыбаться… 

   
   

Олимпиада = государство

АиФ-Петербург: - Казалось бы, Олимпийские игры должны объединить россиян, вызвать гордость за страну. Но порой кажется - всё вышло наоборот…

- Что вполне естественно и предсказуемо. Гражданское общество требует от государства выполнения своих функций. Когда оно этого не делает, возникает агрессия к любым структурам, ассоциирующимся с государственной властью. И Олимпиада воспринимается людьми как государственное мероприятие, на которое потрачены огромные деньги, в то время как проблемы конкретных людей не решаются. Поэтому либо мы гордимся тем, что нас действительно радует, либо фальшиво радуемся тому, чем гордиться невозможно. 

Безопасные враги

АиФ-Петербург: - Однако многие перестали гордиться и нашим героическим прошлым. Пример тому - серия скандалов, разразившихся накануне 70-летия снятия блокады Ленинграда… 

- Любые дискуссии позитивны для общества. И, думаю, телеканал «Дождь» устроил свой опрос с целью обсудить тему блокады, а не оскорбить или умалить подвиги ленинградцев. Но сейчас некоторые чиновники пытаются построить общество, граждане которого не будут задавать вопросов. А станут мыслить штампами из официальных газет и телеканалов - такими легче управлять. Именно поэтому в стране сейчас и взят курс на запретительные законы. Если людям не хотят обеспечить реальные потребности, их начинают запугивать. Яркий пример тому - ситуация в Северной Корее. 

АиФ-Петербург: - Петербург всегда считался европейским городом, мегаполисом с самым высоким уровнем культуры и толерантности в стране. Почему теперь нас окрестили столицей ксенофобии?

- Идёт попытка найти «безопасных врагов» - некую беззащитную категорию, которая не в состоянии дать отпор. Это могут быть мигранты, гомосексуалы, инвалиды или даже американский империализм. Именно поэтому и гомофобия у нас становится чуть ли не государственной политикой. Гомосексуалы превращаются в мишень, на которую может быть направлена агрессия, накопившаяся в обществе из-за социальной неудовлетворённости. Давайте повесим ответственность за все беды на них. Мы плохо живём из-за геев, а не потому, что институты власти не работают. К слову, те же предложения о запрете пропаганды гомосексуализма вбрасывались и в 2002-м, и в 2004-м и 2008 годах, но только сейчас нашли должный отклик в обществе. Появилась организующая сила по поиску новых «врагов», вокруг которой стали собираться люди определённых моральных качеств. И все их выходки получают одобрение сверху. Даже известный актёр Иван Охлобыстин, желая быть на волне, позволил себе призыв «сжигать геев в печи». Когда подобные высказывания воспринимаются со смешками и остаются безнаказанными - это заканчивается плохо не только для геев, но и для самого общества.

Что касается Петербурга, то опасные тенденции пошли не из нашего города. К примеру, сначала закон против «пропаганды» был принят в Рязани, Костроме и Архангельске. Другое дело, что, к сожалению, у нас нашёлся политик, который выступил в роли рупора и смог развернуть борьбу за псевдонравственность на федеральном уровне.

АиФ-Петербург: - Удивляет то, что мы стесняемся своих соотечественников за границей. И если итальянец, увидев итальянца, с удовольствием с ним поболтает, то наш, увидев русского, прикинется «иностранцем». 

- Это - яркий пример состояния нашего общества. Ведь если я горжусь своей страной, то не стесняюсь сказать, что я из России, - мне приятно встретить своего соотечественника в любой точке планеты. Если нет,  стараюсь скрыть свою принадлежность к этой группе. Однако нужно понимать, что любое государство существует до той поры, пока живущие в нём люди ему доверяют. Когда этого нет, начинаются либо бунты, либо массовая миграция.