Если колбаса… кусается. О любимых сортах придется забыть?

из архива редакции

Статистика подтверждает: колбасы едят 90% петербуржцев. На их долю приходится 40% всего мясного рациона. Причём это стойкая привязанность. И в благополучные, и в кризисные годы потребители от мясопродуктов не отказывались. Менялись лишь объём и структура покупок.

   
   

В экономически сложные времена предпочтение отдавалось более дешёвым сортам, что происходит и сейчас. Более того, сегодня  это - основа белкового рациона горожан. Но в «картину маслом» вмешалась большая политика. Из-за запрета на ввоз в Россию свинины из ЕС и США на мясокомбинатах города начался дефицит сырья. В выигрыше оказались лишь агрокомплексы полного цикла, работающие по схеме «от поля до прилавка». Таких немного, а вот  остальные испытывают сложности. Ранее 40-50% замороженных туш к нам стабильно шли из Германии и Польши, однако в нынешних условиях этот источник перекрыт. 

А собственных мощностей не хватает. СЗФО, например, может обеспечить себя фаршем и производными только на 40%. В итоге разнообразие на полках снижается, а цены растут.

Кура - рекордсмен

За три месяца торговой войны говядина в нашем городе в среднем подорожала на 8,4%, свинина на 7,5%, тушёнка на 11,1%. Рекорд побила курятина, подпрыгнув сразу на 10-12%. Эксперты объясняют этот рывок тем, что после эмбарго производители колбас и сосисок перешли на более дешёвое мясо птицы. Местные хозяйства тоже воспользовались шансом и решили не упускать выгоду, что хорошо видно на примере шпика. Этот уникальный продукт, без которого не сделать сырокопчёных колбас, тоже почти весь везли из Германии, Дании, Испании, Италии.

Сейчас зарубежные поставки прекратились, а российский шпик, который в январе спокойно продавался за 40-60 руб., теперь стоит 200! Всё это бьёт по рядовым покупателям. Потребление колбасы, например, уменьшилось с 81 до 77%. И если уже в октябре цены на свежее мясо постепенно пошли на снижение, то колбаса не думает сдаваться. За три месяца, по данным Петростата, средняя стоимость полукопчёных и варёно-копчёных колбас выросла на 4,5, а сосисок и сарделек - на 4,6%.

Крокодил - мясо?

Правда, петербуржцев это не останавливает. За год горожанин в среднем съедает 70-72 кг мяса и соответствующих продуктов, это около 6 кг в месяц. 88% по-прежнему с удовольствием делают бутерброды с колбасой от разных производителей, любят горожане также ветчину, паштеты и другие вкусности. Среди жителей с небольшим доходом популярностью пользуются «Докторская», «Русская», различные виды сервелатов. А вот обожаемая поколениями «Брауншвейгская» и другие премиум-сорта, где мяса до 95%, нынче «кусаются». Позволить её себе могут всего 7% жителей города на Неве. 

- Санкт-Петербург не является аграрным краем, у нас не  выращивают сельхозкультуры, скот, - объясняет ситуацию Александр Герман, первый зампредседателя комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка. - Нет и крестьянских или фермерских хозяйств, они расположены в соседних Ленинградской, Псковской, Новгородской областях. Свинину до санкций в город привозили из Канады, Эстонии, Литвы, говядину - из Германии. Сегодня поставки из других регионов, в том числе мясной продукции, идут в основном по договорам в торговые сети, а их в городе 80%. Ассортимент уменьшился, но незначительно. Знаю, что многие петербуржцы любили литовские колбасы. Сегодня их нет. И хотя изысков стало меньше, повседневный выбор так же широк. А это, считаю, главное.         
   

Кстати, в условиях эмбарго Россельхознадзор уже дал добро четырём предприятиям из Индии на поставку в Россию буйволятины. На очереди - Тунис. Хочет поделиться с нами мясом и Уругвай, Китай в свою очередь обещает много свинины. ЮАР и Намибия активно предлагают отведать диких антилоп, а одна из ферм Филиппин получила право снабжать россиян замороженным мясом крокодилов. Те, кто пробовал рептилию, рассказывают, что это нечто среднее между рыбой и курицей. Так что ждём экзотику на нашем столе. 

Мнение эксперта

Ольга Волкова, заместитель директора Северо-Западного филиала по взаимодействию с органами государственной власти и СМИ X5 Retail Group:

- X5 Retail Group ещё несколько лет назад взяла курс на работу с локальными поставщиками, качество которых соответствует высоким стандартам нашей компании. 

К счастью, эмбарго на ввоз продовольствия не отразилось на доступности для россиян колбасных изделий. Большинство из наших поставщиков работают на отечественном сырье, поэтому экономические меры не коснулись ценообразования и технологий производства. 

Ассортимент колбасных изделий в магазинах «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель» не снизился. Торговые сети X5 Retail Group не намерены играть на лихорадке рынка, а стараются сохранить доверие покупателей, не повышая наценки. Сейчас можно с уверенностью сказать, что процесс импортозамещения завершён: ассортимент восстановлен, цены на полках магазинов сохранили стабильность в пределах инфляции. 

В Северо-Западном регионе статистика продаж  колбасных изделий показывает устойчивый интерес к отечественным брендам. Качество этих продуктов проходит двойной контроль: на самом предприятии и на входе в торговую сеть. В ближайшие недели соотношение «цена – качество» станет особенно актуальным: начинается подготовка к Новому году.  И мы постараемся, чтобы на праздничный стол были доставлены только лучшие продукты. 

Заключаем новые договоры

Игорь Ефимов, генеральный директор Кронштадтского мясоперерабатывающего завода: 

- Рынок мясной продукции сегодня находится в постоянном движении. Он  зависит не только от спроса покупателей, но и от ситуации в стране, платежеспособности потребителя, предпочтений того или иного региона…

Но главным фактором является поступление сырья и его цена. В условиях санкций стоимость свинины выросла примерно на 100, говядины на 20, а шпика на 200%! Это потребовало оперативно перестраивать работу.

Наше предприятие заключило новые договоры поставки с отечественными производителями охлаждённого сырья, ввело в строй дополнительные мощности по хранению и технологические линии по переработке. Развиваются также оптовые, региональные продажи, что увеличило число партнёров, а закрытие поставок колбасной продукции из стран Балтии позволило ввести новые продукты. В условиях жёсткой конкуренции ушли мелкие производители, которые не смогли выдержать прессинг санкций. Это позволило занять их место и увеличить продажи.

Активно ведётся совместная работа по производству продукции для сетей уже под частные марки ритейла. Всё это позволяет и в дальнейшем постоянно предлагать покупателям качественный продукт.

Смотрите также: