Статистика подтверждает: колбасы едят 90% петербуржцев. На их долю приходится 40% всего мясного рациона. Причём это стойкая привязанность. И в благополучные, и в кризисные годы потребители от мясопродуктов не отказывались. Менялись лишь объём и структура покупок.
В экономически сложные времена предпочтение отдавалось более дешёвым сортам, что происходит и сейчас. Более того, сегодня это - основа белкового рациона горожан. Но в «картину маслом» вмешалась большая политика. Из-за запрета на ввоз в Россию свинины из ЕС и США на мясокомбинатах города начался дефицит сырья. В выигрыше оказались лишь агрокомплексы полного цикла, работающие по схеме «от поля до прилавка». Таких немного, а вот остальные испытывают сложности. Ранее 40-50% замороженных туш к нам стабильно шли из Германии и Польши, однако в нынешних условиях этот источник перекрыт.
А собственных мощностей не хватает. СЗФО, например, может обеспечить себя фаршем и производными только на 40%. В итоге разнообразие на полках снижается, а цены растут.
Кура - рекордсмен
Сейчас зарубежные поставки прекратились, а российский шпик, который в январе спокойно продавался за 40-60 руб., теперь стоит 200! Всё это бьёт по рядовым покупателям. Потребление колбасы, например, уменьшилось с 81 до 77%. И если уже в октябре цены на свежее мясо постепенно пошли на снижение, то колбаса не думает сдаваться. За три месяца, по данным Петростата, средняя стоимость полукопчёных и варёно-копчёных колбас выросла на 4,5, а сосисок и сарделек - на 4,6%.
Крокодил - мясо?
Правда, петербуржцев это не останавливает. За год горожанин в среднем съедает 70-72 кг мяса и соответствующих продуктов, это около 6 кг в месяц. 88% по-прежнему с удовольствием делают бутерброды с колбасой от разных производителей, любят горожане также ветчину, паштеты и другие вкусности. Среди жителей с небольшим доходом популярностью пользуются «Докторская», «Русская», различные виды сервелатов. А вот обожаемая поколениями «Брауншвейгская» и другие премиум-сорта, где мяса до 95%, нынче «кусаются». Позволить её себе могут всего 7% жителей города на Неве.
- Санкт-Петербург не является аграрным краем, у нас не выращивают сельхозкультуры, скот, - объясняет ситуацию Александр Герман, первый зампредседателя комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка. - Нет и крестьянских или фермерских хозяйств, они расположены в соседних Ленинградской, Псковской, Новгородской областях. Свинину до санкций в город привозили из Канады, Эстонии, Литвы, говядину - из Германии. Сегодня поставки из других регионов, в том числе мясной продукции, идут в основном по договорам в торговые сети, а их в городе 80%. Ассортимент уменьшился, но незначительно. Знаю, что многие петербуржцы любили литовские колбасы. Сегодня их нет. И хотя изысков стало меньше, повседневный выбор так же широк. А это, считаю, главное.
Кстати, в условиях эмбарго Россельхознадзор уже дал добро четырём предприятиям из Индии на поставку в Россию буйволятины. На очереди - Тунис. Хочет поделиться с нами мясом и Уругвай, Китай в свою очередь обещает много свинины. ЮАР и Намибия активно предлагают отведать диких антилоп, а одна из ферм Филиппин получила право снабжать россиян замороженным мясом крокодилов. Те, кто пробовал рептилию, рассказывают, что это нечто среднее между рыбой и курицей. Так что ждём экзотику на нашем столе.
Мнение эксперта
Ольга Волкова, заместитель директора Северо-Западного филиала по взаимодействию с органами государственной власти и СМИ X5 Retail Group:
- X5 Retail Group ещё несколько лет назад взяла курс на работу с локальными поставщиками, качество которых соответствует высоким стандартам нашей компании.
К счастью, эмбарго на ввоз продовольствия не отразилось на доступности для россиян колбасных изделий. Большинство из наших поставщиков работают на отечественном сырье, поэтому экономические меры не коснулись ценообразования и технологий производства.
Ассортимент колбасных изделий в магазинах «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель» не снизился. Торговые сети X5 Retail Group не намерены играть на лихорадке рынка, а стараются сохранить доверие покупателей, не повышая наценки. Сейчас можно с уверенностью сказать, что процесс импортозамещения завершён: ассортимент восстановлен, цены на полках магазинов сохранили стабильность в пределах инфляции.
В Северо-Западном регионе статистика продаж колбасных изделий показывает устойчивый интерес к отечественным брендам. Качество этих продуктов проходит двойной контроль: на самом предприятии и на входе в торговую сеть. В ближайшие недели соотношение «цена – качество» станет особенно актуальным: начинается подготовка к Новому году. И мы постараемся, чтобы на праздничный стол были доставлены только лучшие продукты.
Заключаем новые договоры
Игорь Ефимов, генеральный директор Кронштадтского мясоперерабатывающего завода:
- Рынок мясной продукции сегодня находится в постоянном движении. Он зависит не только от спроса покупателей, но и от ситуации в стране, платежеспособности потребителя, предпочтений того или иного региона…
Наше предприятие заключило новые договоры поставки с отечественными производителями охлаждённого сырья, ввело в строй дополнительные мощности по хранению и технологические линии по переработке. Развиваются также оптовые, региональные продажи, что увеличило число партнёров, а закрытие поставок колбасной продукции из стран Балтии позволило ввести новые продукты. В условиях жёсткой конкуренции ушли мелкие производители, которые не смогли выдержать прессинг санкций. Это позволило занять их место и увеличить продажи.
Активно ведётся совместная работа по производству продукции для сетей уже под частные марки ритейла. Всё это позволяет и в дальнейшем постоянно предлагать покупателям качественный продукт.
Смотрите также:
- Без пармезана и креветок. Есть ли альтернатива импортным товарам? →
- Пармезан из Рязани. Импорт нередко замещают фальсификатами →
- Пить или не пить молоко? →