Примерное время чтения: 5 минут
89

Александр Галибин: "Что такое "человек свободный"?"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39 25/09/2002

27 сентября премьерой спектакля "С любимыми не расставайтесь" по пьесе Александра Володина в постановке Александра Галибина Театр на Литейном открывает 58-й сезон. Это первое обращение петербургских театров к пьесе мастера после его смерти 17 декабря 2001 года. И первая работа режиссера в родном городе после довольно большого перерыва:

Новосибирск

- Куда вы пропали из Петербурга?

- Я не пропал. Вообще, это нормальная ситуация, когда человек, живя в одном городе, работает в другом, потом переезжает в третий. Сегодняшняя жизнь складывается так, что наконец-то стало возможным перемещаться свободно по миру и работать там, где ты более необходим. Сейчас в Новосибирске я руковожу театром "Глобус", в родном Петербурге ставлю Володина, в Голландии с Валерием Гергиевым мы делаем "Страсти по Иоанну" Губайдулиной. Премьера была 15 сентября. После петербургского выпущу спектакль в Новосибирске и к весне уеду работать во МХАТ делать спектакль по "Обломову" - "Смерть Ильи Ильича". Это пьеса Михаила Угарова.

- В Петербурге не нашлось театра, который мог бы возглавить Галибин?

- Я думаю, что жизнь сама покажет, есть такая возможность или нет. На сегодняшний день нахожусь там, где более всего востребован. Поэтому - Новосибирск.

- Получается, что талантливые люди Петербургу не очень-то нужны.

- Я бы осторожнее формулировал. Просто так жизнь складывается, люди ищут себя и находят в других местах, там, где наиболее нужны.

- К Новосибирску пришлось привыкать?

- Я не один туда уехал, я уехал с близким человеком. Без поддержки Иры мне было бы очень трудно. Ирина - актриса, моя жена, мы вместе приняли это решение. Нам в этот период жизни в Новосибирске оказалось лучше. Если будет возможность вернуться в Петербург - с радостью, но это не значит, что брошу театр в Новосибирске, потому что люди ко мне привыкли, я привык к ним. Значит, будет еще одна гибкая жизненная ситуация.

Володин

- С Володиным вы были знакомы?

- Встречались, конечно же. Когда сюда, в Театр на Литейном, приезжал Олег Николаевич Ефремов смотреть мои "Три сестры", то с ним пришел Александр Моисеевич, мы долго разговаривали. Я очень любил этого человека, это такой дух Петербурга, человек со своей аурой, неповторимым очарованием. Его в городе очень не хватает.

Пьесу "С любимыми не расставайтесь" выбрал для постановки Александр Владимирович Гетман, худрук Театра на Литейном. Это удивительная лирическая история, завершившая, как мне кажется, целый этап любовных пьес театра той эпохи, она не похожа ни на какую другую. Так же, как, скажем, "Ромео и Джульетта" и "Укрощение строптивой" не имеют аналогов. И эта пьеса - маленький шедевр драматургии ХХ века, начала 70-х. Мы хотели бы сохранить эту тонкость, дух володинский, атмосферу 70-х, когда зал является соучастником спектакля. В этой эстетике работала Таганка, в Ленинграде - Малыщицкий, Ефим Падве. Вместе с постановочной бригадой - балетмейстером Сережей Грицаем, музыкальным руководителем Иваном Благодером, художником по свету Женей Ганзбургом - мы пытаемся сохранить то ощущение времени.

- Молодые об эстетике 70-х ничего не знают.

- Ну, это же не надо буквально понимать! Это будет в каких-то постановочных режиссерских элементах, в музыке, костюмах. Володин исподволь, ненавязчиво говорил о духовной свободе человека, то есть о том, что такое человек свободный. Я не видел известного спектакля Опоркова в Театре Ленинского Комсомола, фильма, поставленного по пьесе. Мне от этого легко, я ничем не связан.

- Пьеса такая печальная. Когда погружаешься в нее, не давит ли это?

- Там "печаль моя светла, печаль моя полна тобою". Это не чернуха, это печаль одухотворенности, то, чем обладал Володин. Насчет погружения - действительно, начинаешь этой вещью жить, становишься ею, рождаются образы, которые привносишь на сцену. Ты с этой вещью ходишь, она тебе снится. С персонажами общаешься, как с живыми. Помните, у Булгакова в "Театральном романе" есть описание: в воображении автора является какая-то коробочка, в ней - маленькие люди, и он начинает с ними общаться, как с целым миром.

Хочется сниматься

- В кино вас зовут?

- Зовут. Другой вопрос - нужно ли мне это? Считаю, что достаточно интересна своя собственная работа - режиссура. Фильм "Романовы. Венценосная семья", в котором я сыграл императора Николая II, - это было то счастливое исключение, которое дал мне Панфилов. Предложения есть, пока я их не принимаю, но это не значит, что кино в моей жизни не будет. Хочется сниматься, с удовольствием даже вышел бы на сцену, это, кстати, после картины Панфилова произошло. Что такое художественное проявление актера или режиссера? Это диалог с миром, который он ведет. Если отношения складываются в диалог, тогда слово "интересно" уместно. Мне уже не хочется размениваться на мелочи. Я могу обойтись без мелочей, я не могу обойтись без необходимого.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах