Примерное время чтения: 5 минут
171

Коттедж на курьих ножках

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40 02/10/2002

Канули в прошлое те времена, когда садовод имел право на своих шести сотках у черта на рогах построить "курятник" с одним окном. Теперь людям хочется и на природе жить с комфортом (причем поближе к мегаполису), а иные даже городской квартире предпочитают загородную. Одно только смущает: при ближайшем рассмотрении подавляющее число коттеджей оказываются кирпичными или каменными бараками дикой архитектуры, без признаков ландшафтного благоустройства, а часто просто недоделанные во всех отношениях.

Дачный дом - это тоже дом

Михаил Кондиайн, заместитель генерального директора архитектурного бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры", вспоминает, как 28 лет назад он приехал в гости под Таллин в дачный поселок и был потрясен. Вместо привычных для нас курятников и сараев там стояли небольшие, но абсолютно безупречные с архитектурной точки зрения загородные дома. Секрет такой красоты раскрывался просто: в советской еще Эстонии было запрещено строительство домов на дачных участках по доморощенным проектам. К сооружению дачного домика подходили с такой же тщательностью, как и к любому другому зданию. Профессионалы строили по профессиональным проектам. Результат был налицо.

Когда у нас тоже стали входить во вкус загородного строительства, согласование проекта осталось с прежних времен совершенно формальным. Сами же проекты делали чаще всего прорабы с ближайшей стройки, а строительство вели шабашники, которым что деревенский свинарник сколотить, что дом сляпать. А заказы в первые годы перестройки шли косяком - людям, заработавшим свои первые большие деньги, самым выгодным их вложением казалось строительство загородной недвижимости. Рассуждали они так: если по каким-то причинам самим жить там не доведется, то всегда можно выгодно продать.

В коробке жить нельзя

Реальность оказалась куда более жестокой. Просто коробка из кирпича - это вовсе не весь дом, это его малая часть. Михаил Кондиайн уверен: "Человек, заработавший, скажем, 10 тысяч долларов, не понимал, что для полного оснащения дома и участка, чтобы это была действительно ликвидная недвижимость, нужно потратить в десять раз больше. Обычно на коробке деньги и кончались". Затем эти недострои оставались таковыми навсегда, либо периодически осуществлялись судорожные попытки что-то доделать - пока снова не кончались деньги. Но ведь недостроенное здание разрушается быстрее, чем то, которое полностью сдано в эксплуатацию. Если дом не отапливать, за ним не ухаживать, то в нашем климате он довольно быстро придет в негодность. А уж если в нем и крыши нет, и оконные проемы зияют пустотой - то кирпич такого здания живет не больше пяти лет.

Например, в Александровской и Володарском унылый вид этих коробок в чистом поле наводит на мысль об их неликвидности. Если у такого дома даже заводился хозяин, то начинались переделки - здесь отрезать, здесь надставить. Ни внешней привлекательности, ни прочности зданию это не добавляло. Одни недостроенные здания имеют практически плоские фасады, конечно, это не очень красиво, зато в доме такой конфигурации теоретически должно быть тепло. Другие же похожи на готические постройки - сплошные изломы и выступы. Даже если достроить это сооружение, согреть его в наших условиях будет очень сложно - сколько ни топи, все уйдет наружу.

Перестройке - бой

Но даже если такой дом полностью завершался и получал гордое название "загородный коттедж", далеко не всегда это было красивое удобное здание, в котором было комфортно жить зимой и летом. Степень уродства дома и дефективность его коммуникаций определялись желанием хозяина сэкономить. Экономили на проекте - рисовали от руки под руководством прораба, экономили на материале, что немедленно отражалось на внешнем виде и жизнеспособности здания. Почему-то бывший советский человек уверен, что он все умеет: сшить штаны, подстричь родственника или собаку, вылечить соседа от зубной боли и т.д. Самодеятельность в строительстве домов обычно обходится дороже - в таком доме и жить не хочется, и продать его невозможно. Например, в каталогах загородной недвижимости есть "коттеджи", похожие внешне на котельную или сельмаг, по цене около 30 тысяч долларов, причем они безуспешно продаются не один сезон. Зато за 250 тысяч баксов можно поселиться в кирпичном коттедже, похожем на дом американского фермера средней руки, а гостиная в нем оформлена в московских купеческих традициях.

А многочисленные переделки и перестройки уже возведенного! Доктор технических наук, профессор Военного инженерно-технического университета Вячеслав Гроздов предупреждает: "Начинайте строительство только при наличии полного проекта. Отсутствие к моменту возведения стен и перекрытий проекта санитарно-технических систем приведет к необходимости пробивания в стенах и перекрытий дополнительных отверстий, борозд и ниш". Упаси бог начать строительство без учета гидрологических условий местности! Решив строить коттедж в болотистой низине, коими изобилуют окрестности Петербурга, либо разоряйтесь на хорошую дренажную систему с ливневой канализацией, либо готовьтесь к тому, что ваши подвалы и фундаменты поплывут. А манера проектировать кровлю отдельно от проекта планировки дома или вовсе после возведения стен! Профессор Гроздов категоричен: "Любые выступы на кровле, помимо того, что они усложняют ее конструкцию, являются потенциально опасными местами для образования протечек". А кто из коттеджевладельцев средней продвинутости знает о том, что помещения общего пользования (ванные, туалеты, кухни, прачечные и пр.) рекомендуется располагать в выбранном углу по вертикали, а не растаскивать по всему цокольному этажу? Премудростей много, но если хочешь жить в приличном доме, придется их усвоить.

P.S. Цена "коробки" составляет 25-30% от стоимости всего коттеджа. Остальное - это кровля, коммуникации, перекрытия и пр.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах