Каждый второй звонок в редакцию - жалоба на работников жилкомхоза. Батареи холодные, горячей воды нет, крыша течет, в парадной грязь, в подвале крысы... И никакого просвета впереди. Сегодня на наши вопросы отвечает председатель Комитета по содержанию жилищного фонда Владимир Иванович ХРЕНОВ.
О тепле
- Владимир Иванович, последний месяц основной темой было тепло. Главная мысль - город опять оказался не готов к зиме. У многих затопили только через месяц после начала отопительного сезона. Почему каждый год мы наступаем на одни и те же грабли?
- Когда говорят, что город был не готов к зиме - это чистой воды пиар. У нас вообще во всех бедах стало модно винить жилищников. Обращается недавно ко мне с вопросом одна телекомпания: "Вы знали, что в городе ожидается снегопад?" - "Да, знали". - "А почему тогда в городских дворах зеленые деревья снегом повалило? Не подготовились?.." И что здесь ответить? Да, не подготовились, не успели со всех деревьев листочки пообрывать...
Да, в какой-то квартире, в каком-то доме может быть холодно. Но это не значит, что город к зиме не готов. Да, есть проблемы. И, к сожалению, аварии пока были, есть и будут. Потому что теплосети требуют огромнейшего ремонта. Но виноваты почему-то всегда жилищники.
- Кого же винить?
- Не винить, а предъявлять претензии. Нет тепла - сделаем перерасчет. Потом разберемся, кто виноват. Мы же подаем в суд и на ТЭК, и на "Ленэнерго".
О протечках
- Очень много жалоб на гнилые трубы в домах и текущие крыши...
- С крышами пиковая ситуация была три года назад. Сегодня таких страшных протечек, когда во время дождя дом заливало с последнего по первый этаж, уже нет. Мы разработали специальную программу ремонта городских кровель. Со следующего года начнется ее целевое финансирование. Думаю, через пять лет эта проблема исчезнет.
Сделаем программу и по внутридомовым сетям. Пока для нас главное - привести в порядок трубы в подвалах и на чердаках. Я понимаю, что каждого конкретного человека мало интересует, что происходит в доме, важнее - что в квартире. Но с другой стороны, пятьдесят процентов населения - собственники жилья. А бремя собственника - нести расходы по своей собственности.
На самом деле городская администрация лучше любого журналиста или депутата знает, где и что надо делать в первую очередь. Идет обследование домов, лифтов. Мы знаем, какой лифт надо сделать сегодня, а какой может подождать год или два, хотя чисто внешне он может выглядеть безобразно. А что получается? Ведь ни один депутат не отвечает за то, работает лифт или нет. Однако каждый любит вмешаться и сказать, что надо делать. Утвердив городской бюджет, депутаты сократили предложенную Комитетом программу ремонта фасадов на 120 миллионов рублей, 100 миллионов сняли с программы ремонта лифтов, 700 миллионов - с благоустройства. Разделили эти деньги по своим округам. А потом будут отчитываться перед избирателями: "Вот я добился благоустройства вашего двора". Хотя я не видел ни одного депутата, который бы взял деньги из своего кармана и вложился.
О капремонте
- В городском бюджете предусмотрено введение платы за капремонт. В квитанции появится новый платеж?
- Думаю, да. И плата за капитальный ремонт будет взиматься индивидуально по каждому дому. Точка зрения администрации такова. Если дом аварийный, то граждане, там проживающие, не должны платить за капремонт. Если дом в нормальном состоянии, то, чтобы он оставался в таком же состоянии, жители должны платить больше. Чем дом старее, тем меньше плата. Но размеры платежей еще не установлены. Полученные средства будут расходоваться на капитальный ремонт аварийных зданий.
- Деньги вы соберете, а кто даст гарантию, что они не пойдут на латание дыр в системе жилкомхоза? Или на премии руководству?
-Я готов отчитаться за каждую копейку, полученную из бюджета и заплаченную населением. Мы первыми из городских комитетов выпустили "Сборник публичной финансовой отчетности" за первое полугодие этого года. В нем по каждому району расписано, сколько денег собрали с населения, сколько дал бюджет, что на них сделали и где. Ни от кого секретов у нас нет. Ознакомиться с отчетом можно в районном жилищном агентстве.
О квартплате
- Отчет есть, квартплата растет, а почему тогда не видно результатов деятельности жилищников?
- Растет плата за коммунальные услуги. На жилищные услуги тарифы не повышались уже несколько лет. Обслуживание коллективной телевизионной антенны сегодня стоит 21 рубль с квартиры. А на техническое содержание дома мы собираем 53 копейки с квадратного метра! Это нонсенс.
Все говорят, жилищные агентства плохо обслуживают. Пожалуйста, есть альтернативные коммунальные службы. Только они собирают квартплату из расчета 2 рубля 75 копеек с квадратного метра. А если требуются заменить кровлю, придется заплатить дополнительно.
От жилищников можно требовать все что угодно. Но мы всегда можем доказать, что те услуги, которые мы предоставляем, соответствуют тем деньгам, которые нам платят. Кроме того, даже тот мизер средств, который получает комитет, почти весь уходит на устранение последствий вандализма. Пусть каждый задумается, сколько раз у него били окна в квартире и сколько в парадной. В парадных мы каждый год меняем, меняем, меняем... Если в квартире постоянно бить посуду, то на колбасу никогда не хватит.
- Но ведь существуют нормы на мытье лестниц, на уборку территории. И этот минимум не выполняется.
- Эти нормы были приняты еще при советской власти. Сегодня они не реальны. Мы разработали новый закон "О жилищных нормативах". В нем прописано, что мы обязаны делать за счет средств населения и бюджетных субсидий. Сейчас он проходит согласование в Административном комитете.
- В следующем году повысят квартплату?
- Это вопрос к депутатам. Квартплату надо повышать ежегодно хотя бы на величину инфляции. Но депутаты наши предложения отклоняют с завидным постоянством. На самом деле это не нам надо. Население само должно просить депутатов, чтобы они повысили квартирную плату.