В эти дни на "Ленфильме" идут съемки фильма Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел". Одну из главных ролей - заговорщика военного губернатора Петра Алексеевича Палена - играет Олег ЯНКОВСКИЙ, недавно получивший приз за лучшую мужскую роль в картине Тодоровского "Любовник". Похоже, в наш кинематограф пришло время человеческих историй, о возвращении которого он давно мечтал.
"Ничто бесследно не исчезает..."
- Олег Иванович, каким вы видите своего героя в фильме об эпохе Павла I?
- Я понимаю, почему Виталий Вячеславович завершает свой цикл исторических фильмов "Царская охота", "Царевич Алексей" историей Павла I. В этой эпохе есть внутренняя связь с предшествующим временем и, как писал Ключевский, "назидательный урок для преемников". Граф Пален, организовавший заговор против императора, - далеко не однозначный злодей, а личность в чем-то трагическая. Им двигали не карьерные интересы, а забота о благе России, но потом он очень мучился содеянным. И сделано все было нелепо, и само убийство ужасное, и результат в общем-то нулевой. Не случайно историки говорят, что он запил после этого. В этой кровавой истории, безусловно, кроется извечный вопрос о предательстве ради некой высокой идеи, волновавшей еще декабристов. Сыграть состояние человека, который скользит по лезвию бритвы, - это очень интересно.
- В фильме Карена Шахназарова "Цареубийца" вы играли последнего императора Николая Александровича, сейчас - графа Палена, организовавшего цареубийство:
- Во время съемок того фильма был один момент, врезавшийся в память. Вроде бы понимаешь, что это роль, а дом Ипатьевых - всего лишь построенный павильон. Но когда мы спускались в подвал по этим двадцати ступенькам вниз, нам всем стало как-то не по себе, буквально защемило сердце. Даже мальчик, который играл царевича, на несколько минут словно повзрослел:
Наверное, ничто бесследно не исчезает в этом мире, и когда очень активно выступает зло, в мире происходит выброс отрицательной энергии. Даже по нашей с вами жизни: начались распри в Армении и Азербайджане - и вдруг там случилось мощное землетрясение, в Грузии произошел переворот - там тоже потом землетрясение. Может, это Божье дело - некое предупреждение, предостережение свыше? Кто знает:
Герой неожиданно вернулся
- В начале 90-х катаклизмы, обрушившиеся на нашу страну, затронули и кинематограф. Как вы переживали эти трудные времена?
- Тогда речь шла не о творчестве, а об отмывании денег: в начале 90-х в России клепали фильмов больше, чем в Индии. Когда эти "новые кинематографисты" окончательно все оккупировали, отодвинув настоящих профессионалов в сторону, я принципиально перестал сниматься. Но не изменил своему ремеслу: не стал открывать рестораны, торговать нефтью - работал больше в Европе, участвовал в театральных постановках. Но того восторга и удовлетворения, которые приносили мне в свое время съемки в "Полетах во сне и наяву", в "Ностальгии", в фильмах "Влюблен по собственному желанию", "Крейцерова соната", "Мюнхгаузен" и "Обыкновенное чудо", уже не было. Тот герой ушел, как тогда казалось, навсегда. Редко ведь бывает, когда высказываешься. И вдруг, неожиданно для меня, он вернулся...
- Вы имеете в виду "Любовника" Валерия Тодоровского?
- Конечно! Вы уже видели эту картину?
- Да, два дня назад.
- Как принимают?
- Полный зал...
- Видите, на хорошие фильмы народ ходит. По-моему, "Любовник" - это возвращение психологического русского кино.
- В отличие от "Полетов во сне и наяву", которые заканчивались на многоточии, герой "Любовника" умирает. Вам не хотелось катарсиса?
- Финал в "Полетах" родился в результате мучений, но он искался. А тут с самого первого дня Тодоровский был убежден, что никакого катарсиса не нужно. Да и мне кажется, что в ситуации, в которой оказался мой герой, это невозможно. Перед ним встало слишком много неразрешимых вопросов, на которые он не мог ответить, хотя и занимался лингвистикой - наукой, которая объясняет все вещи и понятия.
Мы в "Любовнике" не отвечаем, а только ставим вопросы. Поэтому и полный зал: каждый ведь допускает, что может оказаться в ситуации жизненного краха...
Интересно играть не слова, а историю
- Есть ли у вас сегодня другие работы, подобные этой?
- Сергей Соловьев начал было снимать фильм "Иван Тургенев, или Метафизика любви", сделал его на четверть, а потом не хватило финансов. Я там играл Тургенева: грим прекрасный, история хорошая, очень близкая к "Любовнику". Но там другое: Тургенев - Виардо - ее муж, то есть любовь втроем. И это не сюжет из порнофильма, это интеллигентные нравственные люди, которые таким вот образом пытались найти выход из сложной ситуации. Тургенев в картине умирает в верхней комнате в тот момент, когда Полина Виардо играет мужу. Сидя в той комнатке, там такое можно было наиграть глазами! Потому что артисту не слова играть интересно, а историю. Но с Тургеневым пока не сложилось. А что будет дальше - не знаю.
- Как вы оцениваете картину Филиппа Янковского "В движении"?
- Если "Любовник" - о людях моего поколения, то Филипп снял, по-моему, талантливую картину о своем поколении, о том, что мучает его сверстников. Конечно, они другие. И в ситуации "Любовника" 30-летний человек, наверное, вел бы себя иначе.
- А вы понимаете своего сына?
- У сына свой круг, у меня - свой, однако духовно мы близки. Во всяком случае, надеюсь на это.