Примерное время чтения: 5 минут
93

Сусанин? Нет, сталкер!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49 04/12/2002

На въезде в город на каждой крупной магистрали стоят люди, возле которых красуется самодельная табличка "Проведу по городу". Практически каждый день стоят они в дождь и снег, сменяя друг друга, обещают какие-то услуги. После того как мы познакомились с двумя такими "лоцманами", Андреем и Дмитрием, нам стало ясно, почему на улицах города до сих пор нет толковых указателей, как куда проехать. Зачем какие-то указатели, когда есть такие люди? Да город этим мужикам должен доплачивать за труды, за то, что с их помощью несчастные иногородние водители добираются до цели, не создавая дополнительных пробок на наших улицах и не провоцируя ДТП. Ну, насчет доплаты - это мы пошутили, но "лоцманов" на самом деле никто не трогает. Как они говорят, они кое-кому отстегивают, но не бандитам.

Работа их состоит в следующем. Допустим, вы первый раз в Питере, едете из Крыжополя с грузом гвоздей. Как попасть на нужную вам базу, неизвестно. Указателей по городу почти нет, а те, что есть, иногороднему мало что говорят. Карты города у вас тоже нет, потому что на въезде ими не торгуют, а искать книжный магазин по всему Питеру - это глупо. В общем, не миновать вам тормозить возле каждого прохожего и спрашивать, как доехать туда-то, а тот в меру своих способностей будет разводить руками в стороны. Спрашивать у гаишника - себе дороже. Время, между прочим, идет.

И совсем бы вам труба, если бы не Андрей и Дмитрий и их товарищи. Вы подруливаете к ним и вступаете в разговор.

- Мужики, как до Рыбинской стройбазы добраться?

- А ты выдь к нам, поговорим. Не бойся, за твою машину здесь мы отвечаем. Откуда ты? 67-й регион - Смоленская область?

- Базу мне Рыбинскую надо, на улице Днепровской...

- На Днепропетровской, смолянин. Мы тебе можем объяснить, так ведь ты забудешь сто раз. Карта есть? Нету? А надо? Мы тебе вместо карты будем.

- А как докажешь, что ты меня куда надо приведешь по-честному?

- Так я ж с тобой в кабине сидеть буду, если что, бей меня по голове. Вот документы мои, я бывший таксист. Значит так: я с тобой еду, он остается. Я тебя веду до базы - это тебе встанет в 300 рублей.

- А мне потом еще на какую-то: счас гляну: на Кушелевку.

- Еще столько же - и ты со мной там. Ночуешь где? Где придется? Еще столько же - и будешь ночевать в компании таких же водил, как и ты. В своей кабине, правда, но в полной безопасности, с наружной охраной, можно сказать. А это уже почти на трассе, выберешься легко.

Итого за день работы - 900 рублей из рук в руки. Но за это и целый день на ногах, вместе с опекаемым водителем. Если тому нужно только в одно место, а дальше он отказывается от услуг "лоцмана", то добираться назад, на трассу, придется своим ходом. И хотя машины есть у каждого "лоцмана", они в рабочее время ими не могут пользоваться - ведь едешь с водителем грузовика. В редких случаях допускается "эскорт" - это когда назад выбираться очень далеко или неудобно, но это невыгодно, потому что тратишь свой бензин, а на дороге все время следишь за тем, кого ведешь, чтобы он не оторвался.

Часто приходится объяснять водителям высоких фур, что коротким путем, например под "американскими" мостами, они не пройдут. Если водитель упрямится, от такого клиента отказываются. Андрей рассказывает, что один такой упрямец с украинским акцентом, который все пытался сбить цену, вымотал им нервы и отпугнул пару других клиентов, в конечном итоге поехал один, а Андрей, сопровождавший потом "ЗИЛ"-"бычок", под этим самым мостом того и нашел.

"Лоцманы" знают, на каком посту ГАИ и в каких случаях придираются к грузовикам, как объехать потенциальную пробку, как дворами выбраться к спрятанному объекту, где нельзя оставить машину, где можно, где найти еду получше и подешевле для дальнобойщика. Конечно, бывалые дальнобойщики к их услугам не прибегают, но бывали случаи, когда возле них тормозит грузовик и водитель кричит: "Здорово, мужики, в прошлом году вы меня водили, а теперь я сам!" То есть уже опытный стал.

Конечно, определенный риск в работе "лоцманов" есть. Во-первых, она все-таки нелегальная, поэтому и приходится иметь "крышу", что стоит денег, правда не очень больших. Во-вторых, садясь в машину к чужому человеку, "лоцман" тоже рискует. И хотя его товарищ всегда записывает номер отъезжающей машины, были случаи, когда на безлюдных темных улицах чужие водилы пытались грабить "лоцманов" и выбрасывать их из машины, надеясь, что люди, занимающиеся "незаконным" бизнесом, жаловаться не пойдут. Поэтому у каждого "лоцмана" в кармане мобильник, а у иных - и газовый пистолет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах