В благополучной Швеции, где уровень СПИДа настолько низок, что даже говорить не стоит, проблему профилактики решили так: открыли 200 (на 8-миллионную Швецию) молодежных консультаций, где мальчики и девочки спокойно так зададут свои вопросы и получат ответы:
В двух экспериментальных консультациях для подростков (в Красногвардейском и Петроградском районах) работают специалисты, обученные в Швеции, которая решила потратить ни больше ни меньше 80000 долларов в год на данную работу в Петербурге.
Эти две консультации, а также городской центр "Ювента", конечно, всех проблем не решат, и все-таки есть, наконец, места, куда могут прийти мальчик или девочка и поговорить "про это" со специалистами, а не с 60-летней Марьей Иванной, которой поручили вести, кроме родной биологии, уроки сексуального воспитания в школе. Нет в ее словарном запасе слов, которые необходимы для подобных бесед. Да и подросток не очень готов воспринимать информацию от учителя.
Как сообщил доктор медицинских наук, врач-сексолог Лев Щеглов, в 1996 году Министерство образования всерьез обратилось к созданию программы сексуального воспитания в школе. Александр Асмолов, доктор психологических наук, в то время замминистра, вел эту работу, и было создано три проекта. Но: Но психологическим и эмоциональным аспектом педагоги и врачи не занимались. Говорили только о контрацепции, о том, как надевать презерватив на фаллоимитатор. Конечно, это вызвало всплеск протеста у консервативно настроенных людей. Программы сексуального воспитания возможны тогда, когда к этому готовы и педагоги, и родители. Как бы ни старались зарубежные коллеги, система пока обречена на провал, потому что не готово само общество.
Институт социологии при поддержке известного философа и сексолога Игоря Кона проводил исследования в среде тинейджеров и их родителей. В анонимных анкетах подростки показали, что информацию хотят получать прежде всего от сверстников и из СМИ. Учителя - на последнем месте.
Родители же привычно говорят: "Пусть этому учат в школе. А какова же роль семьи? Психологи отмечают следующее: "домашний" ребенок часто демонстрирует в будущем так называемое "девиантное", отклоняющееся поведение в сексуальной сфере. Так что дело не в том, чтобы удержать его от молодежных компаний. А в том, чтобы он попал в ту субкультуру, которая не приведет к беде. И вот там волонтер или просто друг все ему расскажет или приведет в молодежную консультацию.
Сами же родители, как правило, не готовы говорить с ребенком о том, как обойтись без аборта и как не заразиться СПИДом. Это вам не Швеция. Родители согласны говорить только о любви. Такова наша ментальность. И вряд ли ее можно быстро изменить.