Директор театра - не самая распространенная профессия. Интересно, как же ее приобретают? "Никогда о театре не думал. По складу своего характера я учитель".
Так сложилась биография, что он то учительствовал, при этом быстро вырастал до директора школы, то продвигался по комсомольской линии. Как-то ночью, а он жил тогда в Мордовии, срочно вызвали в обком. "Что случилось?" - "Не знаем, но вечером на бюро сняли директора театра". - "Ну, это ко мне не относится!" Однако на беседе с секретарем выяснилось, что его прочат в директора. "Да вы что? Какое я имею отношение?" - активно протестовал, но ничего не вышло. Раз надо, так надо. "Не знал специфики театра, но все-таки в 1962-м стал директором. Там были оперная и балетная труппы, русская драма и две национальные труппы. Дотаций государства хватало только на месяц, поэтому я предложил объединить театр с Филармонией, так что под моим началом был целый комбинат.
Ну а в Ленинград попал в 71-м. Стал директором-распорядителем в Театре на Литейном, а года через два начали приставать, чтобы принял Малый драматический. Театр тогда был в упадке. Когда увидел эту "конюшню" после театра Саранска, который был новым и современным, удивился: как в Ленинграде могут такое допустить? Актеры гримировались на чердаке, реквизит директор держал у себя в кабинете: "А не то раскрадут". В зале на 330 мест обычно сидело человек 30. Поставил условие, чтобы главным режиссером назначили Ефима Падве, с которым познакомился еще на Литейном. Я понял, в чем заключается специфика театра: ему нужен лидер. Падве поставил очень хорошие спектакли "Случай в метро", "Нину", ну а потом так случилось, что ушел в Молодежный на Фонтанке. Началась моя погоня за Додиным. А у него успешно складывалась карьера в Москве. По приглашению Ефремова во МХАТе поставил спектакль с Борисовым, Смоктуновским. Тянули во МХАТ, но у нас с Додиным уже была договоренность о МДТ. И вот пошли замечательные спектакли - "Братья и сестры", "Дом". Приглашать же зрителя в эту "конюшню" было стыдно. Всеми путями старались превратить ее в миниатюрный театр. Помогали власти и, главным образом, облисполком - мы ведь театр областной. Расселили 43 квартиры. Там, где у артистов большой репетиционный зал, было общежитие - выселили. На первом этаже располагалось СМУ - выселили, сейчас там мастерские. Была скупка золота, вокруг которой собирались спекулянты со всего города, - выселили, сейчас там камерная сцена.
Когда я пришел в театр, он занимал 400 квадратных метров, а сейчас 3,5 тысячи. У нас большие планы. Додин хочет набрать курс, но чтобы студенты могли быть рядом с ним, в театре. Также он ставит вопрос о создании международного театрального центра. Чтобы решить эти задачи, я предложил расселить еще один жилой флигель, это 21 квартира. Люди из этих клоповников хотят уехать, будем выбивать деньги. Совершенствуем театральный зал. Вот Додин увлекся спектаклями с водой, на "Платонове" жара в зале достигает 40 градусов. Есть вентиляция, да включать нельзя - шумит. Сейчас устанавливают японское оборудование, к апрелю сделаем.
Но я ведь не чистый хозяйственник - готов обсудить пьесу, имею свое мнение. После спектакля могу высказать его Додину, он ко мне прислушивается. Главной заслугой считаю, что я создал в этом театре двух режиссеров - Падве и Додина. Нет, не с точки зрения художественного творчества, а дал возможность расти, создал все условия для их работы.
Наш театр гастролирует не только в Европе, но и в области. Многие дома культуры в разрухе. Актерам в таких почти фронтовых условиях тяжело. Закупили обогреватели, возим с собой, чтобы было тепло в гримуборных. За январь дали 40 спектаклей!"