Часто пишут, что музеи показывают лишь небольшую часть коллекций, потому что в залах мало места. Но наверняка есть экспонаты, для демонстрации не предназначенные, к примеру эротического содержания. Вы сами рассказывали в газете о поясах верности, которые хранятся в запасниках Эрмитажа. Есть ли еще "тайные" произведения в питерских музеях? Н. Федоров
Тайная "Вакханалия"
Такие произведения, конечно же, имеются. Причем созданы они были зачастую великими художниками, такими как Карл Брюллов. Одно из его эротических полотен хранится в запасниках Павловского дворца. Сегодня дворец согласился приподнять завесу таинственности. Вернее было бы сказать - приоткрыть, потому что брюлловская картина "Вакханалия" закрыта сверху литографией с изображением томной молодой красавицы, возлежащей в прозрачных одеждах. Произведение тоже не лишено эротики, но это, можно сказать, цветочки: В золоченой раме есть замок, нужно повернуть маленький ключик - и картина откроется, как книга. Молодая дама уступит место изображению вакханалии, в которой слились мифологические и реальные персонажи: здесь и сам бог вина Вакх, упившийся до положения риз, и нетрезвые купидоны, и тигр, накачавшийся так, что по морде бродит шкодливая ухмылка: Страстная вакханка предается любви с ослом, другая - с сатирами: Оргия происходит на фоне роскошной итальянской природы, дымящихся курильниц, виноградных лоз и цветущих роз. Картина красива по живописи, и авторство Брюллова не оспаривается, хотя "Вакханалия" им не подписана, что, впрочем, у художника бывало, и в данном случае его тем более понять можно.
Россияне "Вакханалии" не видели, а вот на выставке в Германии произведение недавно побывало. Говорят, створки не были откровенно распахнуты, желающие лишь заглядывали в приоткрытую "дверцу".
Увидим ли мы такого Брюллова? Скорее всего - нет. Впрочем, изначально подобные картины создавались для интимного, а не общественного просмотра. Мало того что сверху их закрывали другими произведениями, но и даже в дворцовых описях подлинную суть зашифровывали. Вероятнее всего, картина принадлежала императору Николаю Первому, любителю эротики. Кстати, именно он привез из-за границы коллекцию поясов верности.
Маркс и Венера
Еще одно эротическое полотно Павловского дворца - "Марс и Венера". Старший научный сотрудник Нина Ивановна Стадничук, смеясь, рассказывает, что в музейной описи было указано: "Маркс и Венера" (не с целью маскировки, а ошибочно). В свое время даже поленились заменить карточку, лишь зачеркнули букву.
Сюжет не просто мифологический, ну сколько мы видели Марсов и Венер! Здесь - иллюстрация к поэме Лукиана, автора, имевшего склонность перерабатывать мифы, нещадно при этом ерничая. О Лукиане Нина Ивановна догадалась благодаря одному удивительному персонажу картины - человеку с головой петуха. Впрочем, сюжет нужно рассказать: в центре произведения - обнаженные Марс и Венера. Однако их интим нарушен: вокруг собрались боги, более того, Вулкан накинул на неосторожную парочку сеть, выставив любовников на всеобщее осмеяние. Случился позор потому, что друг Марса, которому бог поручил стоять на часах, заснул. Разгневанный Марс и наслал на него проклятие, превратив в петуха. Страж был в шлеме, именно поэтому - по мифу - голову птицы украшает гребень.
Вполне занимательный и даже познавательный сюжет, недаром картину эту Николай Первый подарил наследнику. А изначально она была в Гатчинском дворце, что дает основание предположить, что приобретена первым его владельцем - графом Орловым.
На картине стоит дата создания - 1561 год! Автор - нидерландец Мартин Хенскерк.
Руки не доходят до эротики
Из эротических картин Павловска мы не рассказали еще всего лишь об одной - голландца Матиаса Неве, работавшего в конце XVII - начале XVIII веков. Произведение в традиционном голландском стиле, можно сказать, комическое: крепкие селянки, окружив плотным кольцом некоего удальца, явно вознамерились его кастрировать.
Собирание эротических произведений императорами началось с Петра, его Кунсткамеры. В запасниках многих музеев есть разрозненные экспонаты коллекций. В Павловск картины попали не потому, что Павел был особым эротоманом. Это произошло после Великой Отечественной, в отреставрированный первым музей передали произведения из других пригородных. "Марс и Венеру", к примеру, нужно будет вернуть в Гатчину.
...Кое-что из эротических коллекций музеи демонстрируют, так, в Манеже несколько лет назад была выставка "Путешествие на остров Киферу". Такие экпозиции надо готовить и продумывать, но пока у искусствоведов явно не доходят до эротики руки.