Те, кто по долгу службы общается с бомжами и нищими (милиционеры, дворники и сотрудники благотворительных организаций), отметили сезонные миграции низшей категории населения. Зимой бездомные жмутся поближе к городу, где все-таки теплее, чем в лесу. А с первыми признаками весны они выбираются на природу, которая их кормит.
Кормятся бомжи нынче бригадами - чтоб не пропасть поодиночке. Действительно, налажена практически организованная деятельность. Предприимчивые граждане нанимают нескольких бомжей и дают им задание: к примеру, за день наломать столько-то охапок вербы. Причем не какой попало, а покрасивее, и ветки чтоб не размочаленные были, а аккуратно отломленные или даже срезанные. Весь день бомжи ломают вербу, ближе к вечеру приходят на условленное место, где "работодатель" на машине забирает товар и расплачивается с работниками - как правило, натурой: водка, колбаса, сало. Рано утром накануне Вербного воскресенья уже вся верба, разобранная на букетики, пристроена по "торговым точкам" - у церквей, у кладбищ.
То же самое - с березовыми вениками, то же самое - с первоцветами. Дошло уже до того, что в окрестностях Питера бомжи прочесали каждую лужайку, где росла медуница. А после медуницы идут ветреница и печеночница, потом - купальница, потом - ландыши. Да все можно продать, было бы желание. Между прочим, чтобы оштрафовать продавца цветов, нужно составить акт, то есть привлечь милиционера. А продавец может сказать, что он их нашел или ему подарили. Так что обычно кончается изъятием букетиков. Или милиционер, получив свою долю, не замечает продавца вовсе.
Прошлой осенью в одном местечке под Кингисеппом можно было видеть, как явные бомжи две недели жили в шалаше под елкой, целый день шаря по лесу в поисках грибов и ягод. При встрече с грибниками пара бомжей - они всегда ходят по лесу парами - шарахалась в кусты, затихала и потом продолжала движение, причем строго по азимуту. Места бывшего произрастания лисичек можно было узнать издали - бомжи железным дрыном, загнутым, как кочерга, ворошили весь мох, всю подстилку, чтобы добыть даже маленьких лисяточек. Естественно, что на этом месте грибов больше ждать не приходилось.
Это все промысел сомнительный, но не криминальный. Но нынешней зимой с новой силой заговорили о бомжах, нанятых для прочесывания дачных поселков, оставленных владельцами до весны. Из вскрытых садовых домиков выносили все, что имеет отношение к цветному металлу, вплоть до листов, покрывающих крышу. Утаскивали металлические каркасы парников, ведра, даже посуду. Причем количество украденного за один раз говорит о том, что без машины здесь было не обойтись. Видимо, "хозяева" поджидали на дороге, пока бомжи-наемники не перетаскают им всю добычу, потом в укромном уголке расплачивались едой и водкой. Бомжу удобно - не надо тащить все самому до города, до пункта приема цветмета. "Хозяину" удобно - не надо самому воровать. Неудобно только обворованным дачникам.
Естественно, что "работодатели" никаких договоров с бомжами не заключают, а также не платят никакого налога со своей деятельности. Они просто используют бомжей как батраков, пользуясь их положением и невысокими потребностями. Беспокоит только то, что так скоро можно будет продать все вокруг - до последней березовой почки (они годятся на настойку) и последней алюминиевой вилки.