Представьте, что вы живете в уездном городе N. Промышленности особой нет, полезных ископаемых нет, народу не слишком много. Городок, правда, располагает уникальным дворцово-парковым комплексом, но зарабатывать на туристах, вероятно, не хочет, потому что держит этот комплекс в редкостном небрежении - творения зодчих XVIII века осыпаются гнилым кирпичом. Рядом море, но от дворцов и парков его отделяет заброшенная индустриальная полоса. На главной улице городка мертвыми глазницами зияют брошенные дома - с вполне добротными стенами, но уже поросшие кустами и травами. На центральном пустыре между пятиэтажками воздвигнут фонтан, но в пятиэтажках тем временем нет воды (не идет вверх - и все тут).
Безотходное и безопасное
Узнаете городок? Это бывший Ораниенбаум, ныне Ломоносов, в котором жизнь действительно пока не бьет ключом. Гниловат городок. Кто бы ему дал денег? У государства не допросишься. Надо искать инвестора.
И вот ООО "Нинас-Балтик", называющее себя дочерним предприятием шведской фирмы "Нюнес", которая поставляет битум в Санкт-Петербург, предложило организовать в Ломоносове битумный терминал. Предложение вызвано исключительно заботой о городе: во-первых, Ораниенбаум, как и большинство российских поселений, представляет собой одну большую колдобину и ему страшно нужен новый асфальт, во-вторых, продажа дешевого битума всей округе сулит городу большущие деньги. Всего-то надо договориться с отцами города, с некоторыми комитетами администрации Санкт-Петербурга (Ломоносов-город подчиняется Санкт-Петербургу, в то время как Ломоносовский район - Ленинградской области) - и за дело. Тем более что, как писало в Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга ООО "Нинас-Балтик", "производство практически безотходное, экологически- и пожаробезопасное, что подтверждается соответствующими международными документами". Правда, заявители собирались хранить три сорта жидкого битума, а построить всего две цистерны диаметром 19 метров и высотой 19 метров.
Это все была преамбула. А теперь, как говорят в анекдотах, уже амбула. Причем полная. Впервые идея терминала появилась в 1998 году. Она очень понравилась администрации Ломоносовского военного порта, на территории которого, собственно, и собирались возводить терминал. Две "бочечки" высотой с 6-этажный дом должны были украсить вид на море из Большого Меншиковского дворца. Робко протестовавшим музейщикам было сказано: "Все равно к вам никто не ходит".
Черная дыра Ораниенбаума
И это правда, против которой не попрешь: музейное дело в Ораниенбауме организовано таким образом, что туда действительно никто практически не ездит. Разве что привезут автобус подневольных школьников в каникулы, да иностранцы случайные заглянут, ужаснутся и убегут скорее туда, где лучше (в Петергоф).
А раз такое дело - можно и терминал строить. Правда, тогда, три года назад, никто не разрешил упомянутому ООО городить свои цистерны. О чем сожалело не только ООО, но и Ломоносовский военный порт. На самом деле, порт практически не функционирует. С одной стороны, он, конечно, военный и страшно секретный (из-за этого много лет иностранцам запрещали выглядывать в окно второго этажа Большого Меншиковского дворца - а вдруг что усмотрят). С другой - кучи хлама и несколько ржавых и неходячих суденышек не говорят о его процветании. А с третьей - всему Ораниенбауму известно, что порт в народе называют "черной дырой на Запад". Если откуда и идет какой-то сомнительный груз, так из этого порта. Никто не утверждает, что это делают военные. Но они не мешают это делать гражданским, которых впору назвать уголовными.
Резиденция с видом на цистерны
Трудно найти в Петербурге человека, который не слышал хотя бы краем уха, что президент Путин в поисках места для Морской резиденции остановился на Большом Стрельнинском (Константиновском) дворце. Предстоит дорогостоящая реставрация, но овчинка выделки стоит: дворец уникальный, место шикарное, вид изумительный, гости президента должны замирать от восторга.
И вот, представим, резиденция готова. К президенту Путину приезжает другой президент. И Владимир Владимирович хочет показать гостю Петербург и Петергоф с моря - как их видели гости российских императоров. Отплывают они на яхте от причала и: упираются носом в караван танкеров с жидким битумом. А у ораниенбаумского берега чинно возвышаются указанные уже цистерны и пыхтит эмульсионный завод по производству специального битумного клея для ремонта дорог (тоже предложение ООО "Нинас-Балтик"). Большого Меншиковского дворца сквозь битумное марево не видно. Высокий гость, мягко говоря, изумлен.
Чтобы описанная картина осталась только в воображении, противники строительства терминала напротив Большого Меншиковского дворца собрали все бумаги, касающиеся терминала, и передали их непосредственно президенту в Москве. Тот, кто передавал документы, видел лицо Владимира Владимировича - оно выражало как минимум негодование. Как считает одна из самых активных противников терминала, бывший заместитель директора ГМЗ "Ораниенбаум" по связям с общественностью и перспективному развитию Людмила Шкахова (ее должность была сокращена нынешним директором ГМЗ г-ном Юрневым), президент не может не понимать, что терминал в Ломоносове - это очень серьезная угроза резиденции в Стрельне.
Зона отдыха станет промзоной
Три года назад отказ Комитета по градостроительству и архитектуре содержал такую фразу: "В соответствии с утвержденными решениями Генерального плана развития района Ломоносов - Петродворец - Стрельна указанная территория предусмотрена для развития прибрежной зоны отдыха общегородского назначения и размещения объектов туристской инфраструктуры в составе историко-культурного комплекса г. Ломоносова". Сегодня, видимо, развитие этого района должно принять принципиально иное направление, потому что одна инстанция за другой подписывают благожелательные отзывы по терминалу. Среди них - Комитет по культуре Санкт-Петербурга, в непосредственном ведении которого и находится ГМЗ "Ораниенбаум". Видимо, чиновники от культуры считают, что терминал куда полезнее дворцов и парков. А нынешний директор ГМЗ "Ораниенбаум" г-н Юрнев от имени всех сотрудников уверяет продвиженцев идеи терминала, что лицезрение раскаленных бочек между морем и дворцом никого не покоробит.
Самое интересное - позиция горожан. По мнению главы ТУ Ломоносова Эдуарда Рябова, ораниенбаумцы поголовно за терминал. А заместитель главы муниципального совета Александр Мишуткин уверяет, что народу на обсуждении проекта и рта раскрыть не дали. Выступили ораторы с хвалебными речами и всем дали понять, что строительство терминала - дело уже решенное. Вероятно, кому-то "уплочено".