86

Должны ли все школы быть одной масти?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39 26/09/2001

У Эзопа есть басня про войну собак с волками. В ней пес-военачальник не спешит вступать в сражение, объясняя причины промедления: "У волков и порода, и масть у всех одна. А мы и с виду разные, и мастью несхожи. Как же я сумею руководить вами, если у нас нет ни в чем согласия?.." Мораль проста: только единодушие приносит победу.

Но мы также помним древнегреческий миф о Прокрусте, который ввел всеобщее единообразие, отрубая ноги тем, кто длиннее его эталонного ложа, и вытягивая тех, кто короче. Пока Геракл не повалил самого Прокруста и не отрубил "лишнюю" голову, которая не влезала в прокрустово ложе...

А в школах единообразие хорошо или плохо? Насколько жестко государство регламентирует систему школьного образования в разных странах? Об этом мы беседуем с Евгенией Ивановной БРАЖНИК, доцентом кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

- Крайности плохи - и "дикая" конкуренция на рынке образовательных услуг, и сверхзаорганизованность школы, какая была в СССР. Модель европейской системы образования основана на принципах равенства шансов для всех и массовой школы как государственного образовательного учреждения.

- Но в разных странах эта модель реализуется, наверное, по-своему. Как именно?

- Например, в негосударственных школах Франции (в них учится 17% детей) ассоциация владеет зданием, управляет школой, но образование организовано по государственным программам. Во всех странах существуют государственные и частные школы, но роль государственной политики возрастает.

По данным конференций Совета Европы, централизованные системы образования сохраняются в Италии, Ирландии, Португалии, Нидерландах, Албании, Болгарии, Турции, Хорватии, Румынии, Словакии, Словении. Децентрализованные системы успешно реализованы в ФРГ, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Бельгии, Дании, Греции, Люксембурге, Норвегии, Венгрии. И наконец, некоторые страны движутся к децентрализации - Франция, Испания, Австрия, Финляндия, Польша, Чехия и Россия... А в США, например, у каждого штата свой закон об образовании.

- Как же они при этом достигают единства образовательных программ?

- А зачем? На выходе оценивают качество школьного образования: насколько выпускник может устроиться в жизни. Не в вуз поступить, а в жизни устроиться! Высшее образование в США получают не больше трети молодежи. А основная масса, средний класс, идет в сферу обслуживания. Выпускник школы становится мелким предпринимателем, торговцем, в лучшем случае - совладельцем бензоколонки, магазинчика, мастерской. Всех загнать в вуз - ни в одной стране такого нет, это выбор самого человека.

- Давайте посмотрим различные модели образования на примере одной-двух европейских стран.

- В основе децентрализации систем образования лежат идеи и ценности рыночной экономики. К примеру, в каждой школе Великобритании свои программы - школа рассматривается как предприятие, которое может выпускать качественную продукцию самостоятельно, без внешней помощи. В этих условиях руководитель должен устанавливать бюджет школы, разрабатывать политику руководства персоналом, определять внутришкольную образовательную политику - от создания проекта развития школы до управления партнерскими связями. Вступительных экзаменов в британских университетах нет. Студентов выбирают по результатам выпускных школьных экзаменов повышенного уровня и школьного досье, в котором дается общая характеристика учащегося, указаны его научные интересы, личные качества. Принятый в 1988 году в Великобритании закон об образовании вводит единый национальный учебный план для всех школ и госстандарт образования: что выпускник должен знать и уметь на выходе из школы.

Во Франции, напротив, десятки лет по всей стране проводится всеобщее государственное тестирование школьников в третьих и шестых классах по единым тестам из министерства (проверяются умения по математике и родному языку). Процесс децентрализации начался в 1982 году: часть вопросов управления отдали регионам, в частности финансирование школ, строительство зданий и содержание материальной базы, оплата некоторых преподавателей. Но требования к выпускным экзаменам по-прежнему вырабатывает Министерство образования Франции. Оно же разрабатывает учебные программы, готовит дидактический материал, отвечает за структуру подготовки, зарплату персонала, открытие и закрытие классов.

Есть и смешанные модели. В Польше, например, школьную систему строят по образцу трех стран - Франции, Великобритании и Голландии. Требования к школьному диплому они взяли из Великобритании, построение системы образования - из Франции (6 лет - начальная школа, 3 года - колледж и 3 года - лицей), а содержание образования - из Голландии. Частные и государственные школы у них равноценны так же, как в Голландии.

- С чем связан выбор модели управления образованием?

- Особенности управления системой школьного образования в разных странах определяются спецификой социально-политических условий. Так, для молодых национальных государств в бывших наших республиках (в Беларуси, Украине, Молдове, Латвии, Литве, Эстонии) характерны повышенное стремление к национальному единству и централизованная система образования.

- А к какой модели образования ближе российская?

- Пожалуй, к французской - мы тоже движемся к децентрализации. А подробнее надо бы спросить министерство: куда идет наша школа?

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах