Осень - время сбора урожая не только на полях, но и в культурных сферах: происходит вручение разнообразных наград. Так, на днях были названы лауреаты премии "Петрополь", в этом году она присуждалась "За уникальность личности или проекта". Победители, получавшие статуэтки Достоевского или Ксении Блаженной, в один голос утверждали, что особенно тронуты этой наградой, потому что она - "от петербургской интеллигенции". Мы попросили лауреатов припомнить, случались ли еще подарки в жизни, которые, даже если не от интеллигенции, тронули особенно.
Кто лучше человека?
Анастасия Волочкова, с тех пор как ушла из Мариинки в Большой театр, а после и вовсе "на вольные хлеба", хоть и имеет признание на многих сценах мира, как заклинание, повторяет, что для нее самая главная награда - выступать перед петербуржцами. Создается даже впечатление, будто у балерины комплекс - то ли вины, то ли неполноценности...
Зато во время вручения премии публика не сдерживала восхищения, одна девушка простонала: "Какая Волочкова красивая, просто сил нет!" Внимание мужчин к Анастасии было тем более пристальным, поздравлявший балерину с наградой Александр Дольский провозгласил: "Женщина намного лучше, чем человек!" Впрочем, чуть снизив тон, добавил, что осведомлен - среди женщин встречаются стервы, но и они бывают прелестны...
Привет от кумира
Артист Театра им. В. Ф. Комиссаржевской Иван Краско, получивший награду за мемуары "Жил один мужик", в ответ на комплименты отметил: "Книга знаменательна тем, что ее мало кто читал".
Зато история создания оказалась даром судьбы, хотя все произошло по пословице "Не было бы счастья, да несчастье помогло". Артист попал в больницу с инфарктом, его пришел навестить приятель, с которым не так уж давно познакомились, но у которого "море обаяния". Приятель спросил: "Что это вы лежите, прохлаждаетесь, вы ведь бездельничать не умеете?" - "Да мне шевелиться нельзя". - "Пишите книгу, так здорово актерские байки рассказываете!" - "Да ведь огромная разница между тем, когда "травишь" и когда пишешь". - "А три курса филологического факультета за вашими плечами?" Словом, не устоял Иван Иванович перед "морем обаяния", книгу написал. Но самого Краско мучила мысль: кого-то приятель очень ему напоминал: Наконец не выдержал: "Александр, я к тебе все присматриваюсь, уж очень ты на Луспекаева похож". - "Да я его племянник!"
Вот так история, с Луспекаевым ведь Краско не просто много лет бок о бок прослужил в БДТ, великий артист для него - кумир в профессии. А племянник не просто на книгу вдохновил, но и от благотворительного движения "Золотой пеликан", вице-президентом которого является, сделал подарок - материально поддержал издание.
Памятники - жертвы пороков
Премию "Петрополь" Михаил Шемякин получил из рук председателя Комитета по культуре Евгения Колчина, который провозгласил: "Ваша скульптура в нашем городе - навечно". Прозвучало красиво, если не знать, в какой разрухе находятся шемякинские памятники. Еще несколько лет назад художник сказал, что больше Петербургу ничего дарить не будет. Может, изменил решение? "Пока не разберутся с искалеченными произведениями, говорить о новых проектах смешно, - заявил Михаил. - Вот в Москве вокруг недавно открывшегося моего памятника "Детям - жертвам пороков взрослых" по решению правительства выстроена решетка и ведется круглосуточная охрана. Публике памятник нравится, но, как мне признались панкообразные, очень милые существа, - тем более хочется что-нибудь на память отломать!"
В Петрополе, к сожалению, такой подарок варварам вполне возможен.
Битва за Ватерлоо
Леониду Мозговому главные подарки в жизни делает режиссер Александр Сокуров, благодаря которому актер сыграл Чехова, Ленина, Гитлера. В декабре возможна работа в новом грандиозном проекте мастера под условным названием "Ватерлоо".
Но съемки пройдут не на поле битвы, а в Эрмитаже, да еще уникальным, с технической точки зрения, способом. Весь фильм должен быть сделан за полтора часа! Он будет сниматься не отдельными кадрами, а одним планом. При этом будут задействованы чуть ли не 900 актеров и огромная массовка. Каждый должен войти в кадр точно в назначенное время. Это напоминает кино на самой ранней стадии его развития, когда камера стояла неподвижно.
Впрочем, сходство поверхностное, потому что у Сокурова будет задействована сверхсовременная камера, каких в мире только три.