Когда генеральному секретарю ЦК КПСС Брежневу вешали на грудь пятую звезду героя или когда его принимали в члены Союза писателей, граждане на своих кухнях потешались и относили эти наградные безумства на счет идиотизма властей. Но вот рухнула старая система, а безумства остались.
Питер, как самопровозглашенная столица культуры, - в безусловных лидерах. Вот краткий перечень наград: "Петрополь", "Странник", "Царскосельская премия", "Люди нашего города", "Золотой софит", "Золотой Остап", "Золотая книга Петербурга", "Золотое перо" и даже общегородской "Лучший прораб": Если прибавить к этому общероссийские награды от Государственной премии до театральной "Золотой маски" и телевизионной "Ники" (а наши земляки всегда снимают большой их урожай), то понимаешь, что некоторые деятели искусства уже переплюнули Леонида Ильича.
Впрочем, мы, питерцы, люди особо духовные, другими словами - бедные, как и основатели премий, поэтому и награды они дают в основном дипломами да статуэтками. Церемонии вручения по ТВ не транслируются, а лишь мелькают в информационных выпусках. И это правильно, поскольку церемонии тоже бедные и скучные. Последнюю, "Царскосельскую", украсило разве что недоразумение. Когда ведущий пригласил сказать несколько слов о знаменитом режиссере Отаре Иоселиани известного кинокритика, в зале повисла тягостная пауза. Критика не было. Ведущий нашелся: "Кто же может рассказать о художнике лучше его самого?!" - и предоставил слово Иоселиани. Режиссер начал неспешно рассказывать о развале великого кино СССР, а потом - как он возглавлял жюри Каннского кинофестиваля. Народ, хотя и внимал с трепетом, постепенно стал недоумевать, к чему мастер клонит. Оказалось, ни к чему, Иоселиани откровенно пояснил: "Нужно было занять время, я это и сделал". Он получал премию последним, и сразу по завершении церемонии, отстранив журналистов и поздравителей, побежал по лицейской лестнице вниз к ящику с музейными тапками. Достав фотоаппарат, Иоселиани долго и в разных ракурсах его снимал. Почитатели взволнованно шептали: "На Западе такого не увидишь". Похоже, ящик вызвал у знаменитости больше эмоций и внимания, чем премия.
Потом все пошли на фуршет. Собственно, это кульминация всех церемоний. Иногда кажется, может, для того они и затеваются? Или для того, чтобы прославить имя организаторов? Награжденные-то и так знамениты.
Впрочем, у организаторов уже начали возникать трудности, поскольку ненагражденных в городе остается все меньше. Эта проблема остро чувствуется в проекте "Люди нашего города". Сразу хочу оговориться, что с уважением отношусь ко всем его номинантам, но абсолютно непонятны критерии отбора. Так, "Драматическим актером года" выдвигается Михаил Боярский, который не только премьер не играл, но вообще в театре занят чрезвычайно мало! Режиссером года рядом с Додиным и Сокуровым, имеющими европейскую славу, назван Малыщицкий. "Лучшим оперным голосом" считают Галину Горчакову, которую широкая публика в этом году практически не слышала. Понятно было бы выдвижение на "Эстрадного артиста года" Эдуарда Хиля, если б он создал новую программу, но певец лишь изредка участвует в концертах: "Литератором года" номинируют Якова Гордина, только что отмеченного "Царскосельской премией". Награды пошли по новому кругу?