Ожидание праздника для многих намного приятнее пресловутого застолья. Составление новогоднего меню, украшение елки, семейные разъезды по магазинам и возвращение домой с набитыми до отказа пакетами и кульками:
Большинство горожан традиционно предпочитают покупать подарки в больших универмагах: здесь можно купить презент и ребенку, и пожилой свекрови, не забыть о муже и найти какую-нибудь приятную безделушку подруге. И одним из самых популярных мест покупки всегда являлся ДЛТ - один из старейших универмагов города.
В последние предпраздничные выходные в ДЛТ было не протолкнуться. Мамы с детьми, дедушки и бабушки, отцы семейства и юные девушки смешались в беспорядочную массу. Наперебой подзывая продавца, они просили показать им то, рассказать про это:
На первый взгляд в универмаге есть все: от китайского ширпотреба до дорогих торговых марок. Однако, как назло, именно того, что нужно, иногда не найти. На наших глазах девочка, пришедшая в ДЛТ с мамой в поисках резинового тролля, не могла отыскать заветной игрушки среди вороха кукол и машинок, велосипедов и карнавальных костюмов, которыми буквально наводнен детский зал. Продавцы на вопрос измученной мамы любительницы троллей просто развели руками: дескать, товара много, а троллей нет:
Действительно, в таком обилии товаров не то что посетителю, самому продавцу разобраться сложно. Прибавьте к этому не совсем логичное расположение секций и отсутствие карты торговых залов - и вы поймете, почему продавцы неохотно подсказывают расположение того или иного помещения. Заходя под вывеску "Продукты", обнаруживаешь себя в зале косметики, а пытаясь найти секцию купальников и товаров для спорта, попадаешь в отдел посуды. Однако опытные покупатели знают верный маршрут порой лучше продавцов.
В универмаге большой выбор сувениров, к которым особый интерес проявляют, как водится, иностранцы. Все бы хорошо, если б не один факт: иностранная речь порой ставит продавцов в тупик. В результате покупателям приходится изъясняться не на привычном английском, а на языке мимики и жестов, что зачастую смущает даже раскрепощенных туристов.
Однако персонал универмага не всегда может найти общий язык и с жителями Петербурга. Просишь показать сумку, продавец хмурится и говорит, что она, дескать, пристегнута и отстегнуть ее никак нельзя. Хочешь примерить новогоднее платье - все примерочные заняты, да и вообще, по мнению коллектива отдела, это не мой цвет. Волей-неволей махнешь рукой и перейдешь в другую секцию.
Впрочем, если попытаться разговорить продавщиц, причина их нервного настроения становится понятна. Прошедший год для персонала ДЛТ необычный. И настроение у продавцов было далеко не праздничным из-за ситуации с премиями. В былые времена после школьного базара утомленные работники универмага утешались премией в размере средней зарплаты. В прошлом году многие получили лишь треть от ожидаемой суммы. На осторожное недоумение персонала руководство дало понять, что ситуация в универмаге непростая - есть финансовые сложности, да и вообще... Не время для премий, одним словом.
На атмосфере в ДЛТ сказываются и бесконечные судебные разбирательства администрации универмага с городскими властями. ДЛТ почему-то упорно не хочет призвать город в качестве акционера - и все силы, похоже, тратит именно на судебные тяжбы. Организация собственно торгового процесса в связи с этим отходит на второй план.
А жаль. Универмаг-то хороший.