Фобия - это любой страх, который одолевает человека. Многие считают, что "никтофоб" - это отчаянный смельчак, поскольку ему никто не страшен. На самом же деле это слово в русском языке имеет совершенно иной смысл.
Баба Яга в детской комнате
Никтофобия - это боязнь темноты, отсутствия света. Впервые такой страх появляется в детстве. Ребенку кажется, что с наступлением вечера в углу комнаты таятся Баба Яга, Кащей Бессмертный и прочая нечисть. Многие родители усугубляют проблему, пугая детей темными силами: оставляют в комнате без света в наказание за проступок.
- Когда мне было 5 лет, я разбила дорогую вазу в родительской спальне. За это меня заперли в темной кладовке, - рассказывает Елена Георгиевна. - Родители уверяют меня, что я провела там не больше часа. Мне же казалось, что я просидела там всю ночь. Трехлитровые банки на полках я принимала за устрашающих филинов, а швабру - за метлу Бабы Яги. С тех пор я боюсь темноты.
Не случайно черный цвет - это символ печали. У многих никтофобов он связан с погребальной символикой.
- Мой дядя умер, когда мне было 10 лет, - рассказывает Кирилл Владимирович. - Тогда тело покойного пролежало в квартире всю ночь - вокруг горели свечи. На стенах отражались тени, в этой зловещей атмосфере мне пришлось провести вместе с мамой несколько часов подряд. Сейчас мне 56 лет, а я по-прежнему ненавижу темное время суток.
Вообще-то темноты боятся все дети, но больше всего - тревожные, легковозбуждаемые. Родители часто провоцируют в детях излишние фантазии. Ребенок может вообразить себе что угодно, особенно если взрослый использует его страхи в своих целях: чтобы слушался, чтобы не капризничал.
Однако "детская болезнь" может подзатянуться. Взрослый никтофоб боится темных углов в комнате, неосвещенной улицы и просто одиночества. Жизнь такого человека превращается в кошмар. Говорят, что никтофобия может иметь приступообразный характер: боязнь темноты может обостряться после смерти близких родственников, пережитых нападений на улице и даже после финансовых дефолтов.
Полезная болезнь?
В Петербурге никтофобию провоцирует масса факторов. Первый - это природные условия Северной Пальмиры - малое количество солнечных дней. С увеличением светового дня никтофобам легче не становится: многие из них боятся выходить на улицу после определенного часа суток.
Второй фактор - проблемы с освещением. Редкий из европейских городов погружается в такую тьму, как наш город. И речь идет, конечно, не о центральных улицах, где под неоновыми вывесками казино и ресторанов исчезает страх за сиюминутное нападение. Проблема в том, что темнота стоит в ближайшей подворотне, парадной. Кроме того, плохо освещены спальные районы.
С этим связан и третий фактор - тяжелая криминогенная обстановка. Вероятность нападений на граждан в темноте увеличивается в разы. Низка вероятность того, что милиция вмешается или по горячим следам найдет нападавшего. Невозможно также опереться на помощь прохожих, которые попросту боятся заступиться. Все это порождает никтофобию в ее самых тяжелых проявлениях. Например, есть люди, которые не могут работать по этой причине в ночную смену. А некоторые женщины вынуждены выходить замуж за кого попало, только чтобы не остаться одной в темной комнате.
- Примерно треть совершаемых в России браков заключаются по причине женских фобий, - говорит социолог Георгий Немзеров. - К примеру, женщине сложно переносить одиночество. Она чувствует себя неуверенной в себе везде: на улице, в подворотне и так далее. В результате она торопится с выбором и связывает свою жизнь со случайным человеком.
В определенном смысле на никтофобах зарабатывает экономика. Люди, которые боятся темноты, жгут в два-три раза больше электричества, чаще покупают и используют фонарики.
- У нас есть посетители, которые просят карманные фонарики для подъезда, - говорит менеджер хозяйственного магазина Григорий Нестеров. - Они часто рассказывают о том, как страшно им возвращаться домой вечером.
Никтофобия вполне излечима. Гипноз, успокоительные лекарственные средства могут избавить человека от неприятных симптомов. И все же никтофобия - это болезнь, которую в России лечить опасно. Тот, кто не боится темноты, в нашей стране страшно рискует.