Международная образовательная программа "Европа в школе" проводится под эгидой Совета Европы и Европарламента с 1954 года. Шесть лет назад Санкт-Петербург стал инициатором деятельности этой программы в России. На днях финиширует конкурс "Европа в школе-2002". Нынче он проходит по теме "Наши истории - наше европейское будущее". Конкурс проводится в форме смотра творчества в трех номинациях: письменные работы, художественные и компьютерные.
А вот что вспоминают победители прошлого года, которые приняли участие в международных молодежных встречах на Кипре, в Австрии, Голландии, Турции, Польше. Вместе с ними мы пытались найти ответ на вопрос: насколько нынешние школьники, свободно разгуливающие по Европе, отличаются от поколения своих родителей, которых за границу выпускали лишь под бдительным оком Родины? Насколько они ощущают себя европейцами?
Шопинг
Анджей Жимбиев, студент финансово-экономического колледжа: Родители рассказывали, что раньше русские, приехав за границу, сразу бежали по магазинам. У нас тоже был выделен день для шопинга. И ребята из Германии, Англии, Голландии, Франции, Бельгии целый день бегали по магазинам, а мы спокойно сидели в это время за чашечкой кофе. А потом пошли в европейский торговый центр и за 15 минут выбрали сувениры.
Вообще-то их благосостояние выше нашего. Для них Кипр - дешевая страна, а я посмотрел: цены на основные товары на Кипре - как в Москве, даже повыше. Девушка из Германии восхищалась: блок сигарет купила за 20 долларов. Когда я сказал, что в Питере блок "Мальборо" можно купить и за 8, у нее глаза на лоб полезли...
Константин Звягин, студент колледжа при Морском техническом университете: В Польше цены в три-четыре раза выше, чем у нас. Еда особенно дорогая и пиво. И многие ребята, я заметил, бегали в поисках, где подешевле. Поэтому, когда поляки показали нам магазин дешевых сладостей, все были очень рады.
Будущее
Константин: Мне пишут по e-mail: "не пойду сегодня в школу, потому что родителей нет дома" (у них нет классных журналов). Университет - очень высокая планка для них, чаще собираются работать после школы.
Анна Абалакина, студентка филфака СПбГУ: Образование у них более практичное, его легче применить в жизни. Основная проблема - выбор образования, кто кем хочет стать. Моя подруга из Германии считает: главное - получить диплом. Девушка из Словении: важно выбрать специальность, у них самое престижное - актерское отделение, а адвокаты не котируются! Парень из Испании думает, какую прибыль принесет обучение и какая зарплата будет, когда он получит диплом (он и сейчас подрабатывает). А для меня главное в учебе - чтобы было интересно.
Анджей: В Европе одинаковый уровень образования в столицах и в провинции. На встречу приехали два немца, один из Мюнхена, другой из деревушки на окраине Германии. И по знаниям они мало чем отличались. А у нас Петербург и Нарьян-Мар - огромная разница. Хотя в русской провинции многие люди культурнее москвичей или питерцев.
Общение
Екатерина Сафонова, студентка РГПУ: В поезде я ехала с двумя молодыми людьми. В Зальцбурге мне надо было пересесть, они проводили меня и посадили на поезд. Сказали: "Позвоните, как доехали..." В Австрии мы жили в маленьком городке в Альпах. Когда идешь по улице, каждый встречный говорит: "Доброе утро!" Когда мы гуляли, владелец кафе пригласил воды попить. Сегодня, говорит, праздник, все магазины закрыты - приходите музыку послушать. Я вечером пришла в кафе (остальные не смогли), и мы слушали музыку, беседовали, он даже угостил за свой счет.
Константин: Многое зависит от активности. Парень из Латвии был очень разговорчивым и самоуверенным. Он плохо знал английский, но ввязывался в разговор и постоянно болтал. А бельгиец с таким же уровнем английского был тихим, не общался - его знания языка остались на том же уровне, а латыш неплохо разговаривал к концу встречи.
Мифы о России
Анна: В первый день было задание: репортаж о Петербурге. Рассказав, я попросила назвать первые слова, которые приходят в голову, когда упоминают Россию. Они выдали: Горбачев, водка, перестройка, Толстой (одна девушка вспомнила), Кремль, Москва, медведи, хорошие люди...
Константин: Они считают, что в России всегда холодно, еще знают Сибирь и водку. Ребята из Бельгии, Германии, Латвии, Румынии нормально относятся к русским. Только эстонец недолюбливал меня из-за девушки, которая ему нравилась, хотя я тут ни при чем. А парень с Кипра боялся давать свой e-mail, чтобы "русские не закидали его вирусами". И сейчас боится мне писать.
Екатерина: Парень из Польши спросил меня: вы часто водку пьете? Я удивилась: пиво пью, а водку совсем не употребляю. Откуда это берется? Мне тоже не нравится, что у нас пьют, и другие черты характера русских, наша ментальность.
Нам задавали вопрос: кем ощущаешь себя - европейцем или национальным человеком? Ответила: ощущаю себя европейцем, ведь Россия и Европа - одно целое. Рождество праздную и католическое, и наше, соблюдаю их обычаи, порядки, законы.
Анна: Когда туда ехала, голландец, который меня сопровождал, признался: никогда не был в России и не тянет к нам - боится!.. А в конце встречи был опросник: насколько мы отличаемся? Я ответила: мы очень-очень все похожи. Лидеры сказали, что такой ответ они и хотели получить. И еще сказали, что я изменила их мнение о России! А вроде ничего специально не делала.
P.S. Мнение координатора конкурса "Европа в школе" Евгении Ивановны БРАЖНИК, доцента кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена:
- Наши дети мало чем отличаются от европейцев. Иногда знания английского у них слабее, зато уровень культуры выше и они больше знают об особенностях других стран. Наши дети открыты для общения, добры, откровенны. И в доброжелательной среде международных встреч эти качества проявляются в полной мере. Молодежные проблемы у всех схожие: конфликты с родителями, любовь, образование, работа, наркомания, СПИД, преступность. Но они понимают: эти проблемы можно и нужно решать вместе.