Хромированную сталь и алюминий - части корпуса и оборудования английского истребителя "Харрикейн", упавшего в 1942 году, обнаружили в конце июля близ Невского пятачка бойцы иркутского поискового отряда.
С Георгием Куприяновым, заместителем директора иркутской школы N 5 и командиром отряда "Наследие", мы встретились на узкой полоске берега, забросанной минными ящиками, корпусами ржавых гранат, гильзами, касками. Здесь же - ряд палаток, щупы, лопаты, импровизированная кухня. Этот берег под обрывом "пятачка" - традиционное место стоянки поисковиков. За июнь-июль здесь побывало пять иногородних отрядов, но иркутский - географически самый дальний из всех, приезжающих на землю Ленобласти для поиска останков воинов. В поезде ребята ехали к нам пять суток, везли питание и оснащение. Тем не менее иркутяне прибывают уже третий год (каждый раз обновляя свой состав) и в нынешнем сезоне уже нашли останки семерых воинов РККА. Это школа патриотизма для ребят, останки торжественно захораниваются на Невском пятачке осенью областным Фондом поисковых отрядов и районными властями.
- Но с самолетом вышло неожиданно, - рассказывает Георгий. - Мы копали здесь, в районе "пятачка", как вдруг услышали от наших друзей непроверенную информацию о каком-то иностранном самолете, который упал в 1942-м на противоположном берегу Невы, где боев не было, а стояли только наши войска. Решили проверить, переправились. Не сразу, километрах в пяти, обнаружили воронку, залитую водой. Вокруг тучи мошкары. Я определил, что это воронка не снарядная. Отбрасывая землю, начали натыкаться на куски металла с иностранными обозначениями. По маркировке опознали одноместный истребитель "Харрикейн" - такие поступали по ленд-лизу, но воевали на них наши летчики. В земле - мелкие части человеческих костей, видимо пилота сильно "разбросало" при падении. Совершенно очевидно, что самолет был подбит над немецкими позициями, дотянул до своих... и упал.
- Так что инженерную разведку мы провели, но теперь должны возвращаться в Иркутск, - заметил замкомандира отряда, директор 50-й иркутской школы Валерий Севрюк. Если иные поисковики не будут копать самолет в этом сезоне, мы приедем через год и постараемся добраться до документов летчика. Они должны быть на большой глубине вместе с кабиной.
"Самолетное хобби" присуще и другому сибирскому отряду - из города Усолье-Сибирское Иркутской области. Под руководством учителя истории Александра Засухина усольчане прибыли в конце июля на "пятачок" и заняли место убывающих иркутян. Они уже успели поднять в лесу и на поле близ мемориала останки четырех советских воинов, нашли и сложили до приезда саперов много взрывоопасных предметов. Но есть у Засухина один заветный адрес...
- В прошлый приезд командир объединения поисковых отрядов Петербурга "Возвращение" Георгий Стрелец показал нам в районе Гайтолово место, где в землю врезался советский штурмовик "Ил-2", - рассказывает командир отряда. - Как показали раскопки, самолет ушел в глубину метров на шесть. Вместе с четырьмя местными поисковиками мы обнаружили части корпуса, пушку, реактивный снаряд РС, другие вещи. Причем по положению гильзы в пушке было видно, что летчик стрелял до последнего, уже врезаясь в землю. В глине были обнаружены буквально "законсервированные" части тела пилота. В нынешнем году мы нашли человека с помпой, лебедкой, хотим вычерпать воду, поднять кабину и мотор. Думаю, нам снова поможет такой опытный консультант, как командир "Возвращения" Стрелец. Там должен найтись планшет, документы героя.
Сезон на "пятачке" в разгаре. Правда, не обходится и без накладок. Кировская милиция умудрилась с помпой задержать трех бойцов из Иркутска... за кражу. Когда автор этих строк стал узнавать, в чем дело, выяснилось, что ребята тащили в лагерь два небольших сухих ствола упавших деревьев - для костра. Слава богу, что дутое "дело" быстро закрыли.