35

Со щитом и не ропща

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8 19/02/2003

Они стоят в любую погоду с рекламными плакатами, напоминающими ломти хлеба с обеих сторон сэндвича. "Бутерброды". В сегодняшнем Петербурге их несколько сотен.

Немного истории

За границей этот вид рекламы применялся еще в конце XIX века. Петербургские газеты уже тогда рассказывали горожанам о том, как американцы и англичане придумали "передвижную рекламу" - "людей-сэндвичей".

Сперва "сэндвичами" становились мужчины, не имевшие постоянной работы. Ходили они обычно целыми процессиями, дабы публика скорее обратила на них внимание. Когда такая реклама стала приносить отдачу, английские коммерсанты придумали образ "женщин-сэндвичей". В противоположность мужчинам, дамы были одеты нарядно и кокетливо. Через плечо у каждой была перевязь, на которой значилось название рекламируемого продукта.

В начале 1910-х годов люди-"бутерброды" появились и на улицах Петербурга. Выглядело это так: рядом с тротуаром один за другим шли тихими шагами люди, одетые в одинаковые пальто, которые несли высокие рамы из бамбука с рекламными полотнищами. Иногда каждый из "бутербродов" нес какую-нибудь букву, и, следуя один за другим, они составляли целые рекламные надписи. Чаще всего это были объявления кинематографов и цирка.

В ожидании светлого будущего

Сегодня в "бутерброды" идут и бывшие работники торговли, и дипломированные инженеры.

Михаил Алексеев работает рекламоносителем уже больше года. Ему 38 лет, закончил Московский энергетический институт. В свое время занимался разработкой лазерных систем наведения для истребителей. "Жду вакансии на "Северных верфях", - делится Михаил. - Я считаю, что это, в принципе, нормальная работа, хотя и достаточно тяжелая. Во всяком случае, пенсионеры и школьники сразу отсеиваются, потому что они проработают два часа и идут греться. Мы же здесь стоим по 10 часов в сутки. Вообще, я не работаю - я выживаю. Это просто один из способов существовать честно: я никого не обманываю и не краду. А платят мало - в среднем 20 рублей в час".

Универсальная профессия

Прохожие относятся к "сэндвичам" по-разному. Кто-то по-доброму, с улыбкой, а некоторые проснутся не с той ноги и грубят прямо в лицо. "Вообще, если на каждого внимание обращать, то от меня ничего не останется. Впрочем, начальство велит раздавать листовки каждому с улыбочкой".

Существует несколько причин использования рекламодателями именно  людей-"бутербродов". Во-первых, "бутерброд" сразу может указать потенциальному покупателю местонахождение магазина. А во-вторых, изготовить плакат и оплачивать работу его носителя для фирмы или магазина приемлемо по цене.

Однако "рекламоноситель" выполняет не только прямые обязанности. Андрей Виноградов с охотой рассказывает: "Ко мне подходят люди и задают совершенно разные вопросы. От "Где здесь туалет?" (самый популярный вопрос) до "Где улица такая-то?". На этот случай у меня даже карта есть, я ведь патриот своего города. Если человек приехал и заблудился - как не помочь?"

Основные трудности у "бутербродов" связаны с погодой. Летом жарко, а зимой холодно, так что самое комфортное время - осень и весна. "Летом у меня дважды был солнечный удар, даже в больницу увозили, - вспоминает Андрей Виноградов. - Откачали, сделали укол и дали кислородную маску. Когда очнулся, первый вопрос был - "Где мой щит?". Меня успокоили: "Вот он, рядом лежит, не волнуйся".

P.S. "Бутерброды" существуют и "за бугром", правда, там их теперь называют "стрелками" из-за формы надеваемых на шею плакатов. Например, в Канаде 99% тружеников "живой" рекламы составляют школьники. Утром их на автобусе доставляют на рабочие места, как правило, неподалеку от рекламируемой фирмы. Там они становятся парами и показывают дорогу к компании проезжающим мимо автомобилистам. Рабочие дни - суббота и воскресенье. Несут трудовую вахту канадские "сэндвичи" с 12 до 17 часов с перерывом в тридцать минут на обед.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах