Примерное время чтения: 6 минут
94

Деньги в чемодане

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8 19/02/2003

Все знают, что гости Петербурга оставляют здесь немало денег. А какая часть из этих средств попадает в личный карман каждого жителя города?

"Неучтенка" портит статистику

До недавнего времени ни у городских чиновников, ни у общественных организаций руки не доходили до подсчета денег, которые туристы тратят в Петербурге. Расчеты, в том числе и бюджетные, строились на оценках экспертов. Лишь в прошлом году Комитет по экономической политике и Российский союз туриндустрии вооружились, наконец, калькуляторами и принялись за сей титанический труд. Предварительные результаты вызывают у обывателя легкий шок - оказывается, доходы от туризма должны приносить ежегодно по 330 долларов каждому петербуржцу. Не сотруднику и не владельцу турфирмы, а каждому - от младенца до пенсионера. Спрашивается, и где же эти богатства?

Бюджет Петербурга оперирует другими цифрами. В нем значится около 4,5 миллиарда рублей доходов от въездного туризма и 600 миллионов рублей от туризма выездного. Итого - 32 доллара на каждого.

Разница в цифрах объясняется просто. Во-первых, значительная часть денег проходит не по "туристическим" каналам, к которым по традиции относят только гостиницы, турфирмы и экскурсионные бюро. Музеи, театры, сувенирные лавки числятся за другими ведомствами. Хотя мировой опыт показывает: на "побочные" расходы турист тратит столько же, сколько на путевку.

Вторая причина еще банальней. Умело распределяя деньги по "белым" и "черным" потокам, любая компания может свести уровень своих налогов к отметке, близкой к нулевой. При таком количестве "неучтенки" говорить о какой-либо статистике вообще нельзя.

Не учитывается у нас и "мультипликативный эффект", когда в расчет попадают не только прямые налоги, но и остальные деньги, которые тратят приезжие. Ведь они тоже оседают в городе и рано или поздно попадают в казну через самые разные статьи доходов.

Дорогие японцы

В прошлом году наш город посетили 2 миллиона иностранцев. Больше половины (58%) прожили у нас 3-5 дней, еще четверть (24%) - 1-2 дня. Подсчитать количество российских туристов не может никто, ведь многие приезжают самостоятельно, останавливаясь у друзей или снимая квартиру у частников. В последнее время московская молодежь повадилась к нам на выходные, так как считается, что наша ночная жизнь разнообразнее столичной и при этом гораздо дешевле. В некоторых ночных клубах по субботам до 70 процентов посетителей - москвичи. Формально они тоже туристы, но как учесть доходы от них?

Поэтому мы ограничимся лишь доходами от иностранцев: средняя стоимость одного дня пребывания составляет 100 долларов, 100-150$ тратится на питание, музеи и театры. Особая статья - сувениры и подарки. Здесь в лидерах ходят японцы. Их путевки, как правило, оплачивает фирма, в которой они трудятся, поэтому этикет требует привезти презенты для начальника, начальника этого начальника и так далее вплоть до президента компании. На этот политес у среднего японца уходит 500-600$. Прочие иностранцы тоже любят потоптаться у сувенирных лотков.

Но тут обнаруживается удивительная штука - оказывается, даже сегодня город мог бы получать от туристов гораздо больше денег, совершенно не поднимая цен на обслуживание. Ведь в Петербурге много не потратишь - те же сувениры не дотягивают до мирового уровня. Смешно сказать, даже матрешек изготавливают не у нас, а в Польше. Там деньги и оседают. Не купить в Питере и "реплики", которые за рубежом продаются почти в каждом музее. Это копии экспонатов, только что увиденных экскурсантом. Наши музеи почему-то ограничиваются альбомами и открытками с репродукциями. Не густо.

Заслуживают пары слов и гостиницы. Везде в мире - это фабрики по выкачиванию денег. Подсчитано, что доходы отелей от проживания туристов и от побочных услуг - парикмахерских, прачечных, фитнес-центров, баров и т.п. - делятся в пропорции 50:50. У нас доходы от побочных услуг даже в "продвинутых" гостиницах с западным управлением едва дотягивают до 30%. Кроме того, отели предпочитают оказывать эти услуги не сами, а сдавать свои площади в аренду под те же бутики, кафе да игровые автоматы, и деньги плывут "мимо кассы".

Бума не будет

Однако город живет в предвкушении юбилея. Нас убеждают, что еще чуть-чуть, и на Питер прольется дождь денег от туризма. Но стоит взглянуть на специалистов, как от вида их кислых физиономий улетучивается весь оптимизм.

Никакого бума не будет, утверждают они, ведь, вопреки прогнозам, места в гостиницах есть даже на период торжеств. Об августе или сентябре и речи нет. И вообще, эффект от юбилея мы почувствуем не раньше, чем через год.

А вот цены на отели и музеи начали расти уже сейчас. Вроде каждый поднял их не намного - на доллар, но суммарная стоимость турпакета увеличилась серьезно. Заграничные туроператоры шлют в Питер слезные письма: одумайтесь! Путевка в Петербург уже стоит гораздо дороже, чем в другие европейские культурные столицы. А туристу, собственно, без разницы, куда ехать - в Питер или Вену, и он выбирает то, что дешевле.

Особенно отличаются наши пригороды. Средняя стоимость посещения Петергофа для иностранца -16$, Пушкина - 11$, Павловска - 9$. Для сравнения: французский Версаль обходится лишь в 7$. Культурный "комплект" Питера, состоящий из пары пригородов, Эрмитажа, Русского музея и Мариинского театра, стоит минимум 150 долларов, в Париже - в полтора раза меньше. Спрашивается, откуда быть буму?

Но даже и без него туристический потенциал Петербурга оценивается в 5 миллионов человек в год. Правда, к этому уровню мы придем только к 2015 году. Однако уже сейчас, если взяться с головой, на каждого петербуржца может приходиться не 330 невидимых, а 500 вполне ощутимых долларов бюджетных доходов. Найти бы только эту голову:

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах