Примерное время чтения: 5 минут
166

Скаут однажды - скаут навсегда

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20 14/05/2003

Почти не осталось в живых людей, которые помнят, как созданная партией пионерская организация, затоптав скаутские отряды, забрала себе все скаутские атрибуты - от горна до клятвы, в которой было изменено только одно слово: вместо "Бога" появилась "партия". А теперь можно наблюдать, как вполне мирно в одном времени и пространстве сосуществуют немногочисленные пионеры и набирающие популярность скауты.

Мода на скаутинг?

Руководитель отряда скаутов из Пушкина Ольга Суровцева убеждена, что скаутинг не может быть массовым явлением. Это занятие не для всех. Но это не значит, что в скауты идут только дети богатых или сильно продвинутых родителей. Часто бывает наоборот: дети из проблемных семей, хулиганы и двоечники, обретают в скаутинге совершенно другие качества. Не может сложный ребенок жить по законам массовой школы. Он ищет реализации где-нибудь в другом месте. Одни попадают в дворовые шайки, другие - в скауты. И то и другое сообщество для трудного ребенка - что-то типа масонской ложи, где собираются только посвященные. Только из одного вырастет бандит, а из другого - хороший человек.

Суровцева, педагог с многолетним стажем, насмотрелась на пионеров за годы работы с детьми. И уверена, что последние десятилетия этой организации были пропитаны фальшью. Первое, что отторгает ребенок, - это фальшь. Ведь пионеры были смирными, только пока на них смотрел старший. А в скаутинге в принципе невозможно такое двойное отношение: в глаза одно, а за глаза другое. Это не принято. Ложь для скаута - один из самых дурных поступков. Никто не будет стыдить такого человека на общем собрании. От него просто отвернутся, сказав: "Знаешь, мы решили, что ты в наш отряд больше не ходишь". И все. Но снять с человека скаутский галстук никто не имеет права. Провинившегося просто изгоняют из стаи.

Полет Шмеля

Галстук у скаутов - а у каждого отряда свой цвет - выполняет практические функции. Как ругали пионеров, если они повязывали галстуком голову в жару! А у скаутов это нормально: галстук может стать повязкой для раненой руки, платочком на голову, респиратором, а несколько галстуков, связанных вместе, - веревкой, которая выручит в трудную минуту.

Что же касается "жизни в стае", это тоже все логично. Ведь скаутинг - прежде всего игра: как человеческий детеныш выживает в природных условиях. Поэтому у каждого скаута есть свое лесное имя, а отряды носят "звериные" названия. Отряд Суровцевой, например, - это "Лемминги", а сама она - Шмель. Почему Шмель? Суровцева улыбается: "Много жужжу, но могу и цапнуть, если прижмут, а еще летаю быстро". Девочка Наташа - Дикобраз: если Наташу рассердить, то у нее иголки дыбом встают. Есть Медведь, есть Крот: Все животные уважаемые, ничего обидного в этих именах нет и быть не может.

Скауты - единственная детская организация, которая имеет международный статус. Почти в каждой стране есть свои скауты, и есть возможность поехать пообщаться с ними, а они едут к нам. Главное - никакой политики. И религия здесь - не главное. Никто никогда не принудит маленького скаута к выполнению чуждых для него обрядов. В этом кардинальное различие двух российских скаутских организаций. Одна, именно скаутская, против навязывания религиозных воззрений детям. Другая, объединяющая "юных разведчиков", стоит на русофильско-православных позициях. Нетрудно догадаться, что куда больше официальной поддержки достается вторым, поскольку они рьяно демонстрируют свой патриотизм.

Специальность - "индеец"

Обычный скаутский день в городе проходит просто. Дети и руководители собираются на занятия. "Лемминги" делают это в школе, где работает Ольга Суровцева. Но часто она мотается и в Петербург, в штаб-квартиру Межрегиональной детской общественной организации "Ассоциация скаутов", где тоже проводит занятия, там готовится уже "старший" персонал. А "лемминги" - это пока младшие. Но и они должны уметь многое. Прежде всего, это хорошая туристская подготовка - скауты вяжут узлы, оказывают первую медицинскую помощь, ориентируются на местности и пр. Казалось бы, за этим можно ходить и в обычный туристский кружок. Но в этом кружке не будет ощущения принадлежности к загадочной для многих и притягательной организации скаутов.

Чтобы стать полноправным младшим скаутом, ребенок должен сдать как минимум пять скаутских специальностей. Можно быть "послом дружбы" (это предполагает знание приветствий на разных языках), "лесником" (что-то типа зеленого патруля), "индейцем" и пр. За каждую сданную специальность дается нашивка на рукав. Старших может привлечь специальность "бизнесмена" (нашивка со знаком рубля) или "журналиста". Кстати, "младший" - это не физический возраст, а стаж в отряде. Будь ты даже здоровый лоб 18 лет, все равно будешь сдавать наравне с маленькими - таков скаутский закон для всей организации, в которой равноправно состоят и большие, и маленькие.

В преддверии летних выездов в скаутские лагеря "лемминги" практикуются в необходимых навыках - ведь никому не хочется ударить в грязь лицом перед товарищами. Вот они сначала друг друга бинтуют, потом - валят на пол (это занятие по самообороне), потом вяжут узлы, а еще упражняются в этических нормах. Одна девочка спрашивает другую: "Тут написано, что скаут должен быть гуманистом. Что это значит по-русски?" А та отвечает: "Ну вот если у тебя кривой нос или уши, как пельмени, висят, то я над тобой смеяться не буду".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах