Санкт-Петербург - самый большой мегаполис северных широт, имеющий одну из крупнейших в мире систем централизованного теплоснабжения. Общая протяженность магистральных и внутриквартальных теплотрасс города составляет около 3000 км в двухтрубном исчислении (обычно рядом прокладывают две трубы: по одной горячая вода поступает потребителю, а по другой охлажденная возвращается).
Теплотрассы - наиболее уязвимый элемент системы теплоснабжения. Они поглощают основные бюджетные средства, выделяемые на отопление. Средний срок службы теплопроводов, которые прокладывались в Советском Союзе, вообще-то, не превышает 15 лет. А с начала 90-х годов работы по замене тепловых сетей практически прекратились, и износ накапливался более десятилетия. Зависимость же между ветхостью теплосетей и температурой в квартирах горожан прямая: чем больше износ, тем больше аварий и, соответственно, отключений тепла. Чтобы износ хотя бы не увеличивался, в Петербурге необходимо ежегодно проводить замену не менее 200 км теплотрасс. Однако из-за нехватки средств совместными усилиями ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" и "Ленэнерго" в 2002 г. удалось заменить только около 100 км труб в двухтрубном исчислении. В 2003 году эти две организации планируют проведение замены и капитального ремонта около 150 км теплосетей. Но это - капля в море. Ведь не менее 2000 км теплотрасс уже отработали свой срок и требуют замены в самое ближайшее время. У ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" и "Ленэнерго" просто нет средств, чтобы заменять ветхие трубопроводы. Стоимость их прокладки необычайно высока: проводка одного километра теплотрассы в двухтрубном исчислении оценивается в 300-600 тысяч долларов США. Таким образом, износ сетей в текущем году будет только нарастать, а количество аварий и отключений тепла следующей зимой неизбежно превысит показатели этого, по всем оценкам, кризисного отопительного сезона.
Положение усугубляет и еще одно обстоятельство. В отличие от Москвы, где дефектов не меньше, но теплосети закольцованы, в Петербурге радиальная система теплоснабжения. Преимущество закольцованной системы в том, что при обнаружении дефекта она позволяет тут же переключиться на другое кольцо и избежать отключения жилых зданий. В Петербурге же любой, даже незначительный прорыв может отразиться на сотнях домов.
Когда в результате некачественного отопления температура падает ниже приемлемого уровня, население в массовом порядке начинает использовать электронагревательные приборы. Нагрузка повышается, а это, в свою очередь, приводит к многочисленным повреждениям в электросетях и отключениям. Только этой зимой в Петербурге произошло более 1300 таких аварий.
Сейчас широкое распространение получила практика аварийной замены отдельных участков тепловых сетей, когда работы выполняются на скорую руку, зачастую в неблагоприятных метеоусловиях и с нарушением технологии. Расходование средств при этом на порядок больше стоимости плановых мероприятий по капитальному ремонту и замене теплопроводов.
Какие реальные шаги предпримет городское правительство во избежание краха системы теплоснабжения, пока неясно. А поводы для тревоги уже имеются: сегодня исполнительная власть Петербурга переживает настоящий кризис. Смольный лихорадит в преддверии новых выборов губернатора. Смольнинским чиновникам, обеспокоенным своей дальнейшей судьбой, не до городского хозяйства. Но ведь зима не за горами, и она наступит, невзирая ни на какие перемены климата в коридорах власти.
И последнее. По прогнозам специалистов, после достижения показателя - три аварии в год на один километр теплотрассы - коллапс централизованного теплоснабжения неизбежен.