Наверное, каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда в магазине или в продуктовом ларьке недодавали сдачу. Или вообще забывали о ней. В ответ на наше возмущение продавщицы обычно отвечают: "Ой, простите, совсем замоталась, с семи утра на работе" или что-то вроде этого. Иногда действительно устают, заматываются. А иногда все гораздо прозаичней. Моя собеседница Светлана (назовем ее так), продавщица одного из круглосуточных ларьков, согласилась поделиться некоторыми секретами ее деятельности на поприще обсчитывания граждан.
Добровольно-принудительное интервью
Вообще-то согласилась - не совсем точно. Ее заставили это сделать. История почти фантастическая. Обсчитала Светлана одного человека. Возвращаясь поздно вечером домой, он решил купить пару бутылок пива. Протянул сто рублей. Сдачу ему дали как с пятидесяти. А человек оказался серьезный. Крупный бизнесмен, как сам он себя назвал в телефонном разговоре.
- Конечно, я мог бы свою сдачу вернуть без проблем, - сказал он. - Причем в десятикратном размере. И тут мне пришла в голову мысль. Надо ведь как-то с такими, как она, бороться? Надо. Вот я и решил - пусть она расскажет вашей газете обо всех своих приемчиках. Пообещал, что ее настоящее имя в статье не прозвучит. В общем, если это вам интересно, приезжайте в... и спросите... (он назвал местоположение ларька и имя. - К. А.). Она вам все расскажет. А читатели пусть мотают на ус. Предупреждены - значит вооружены.
- А если не расскажет?
- Расскажет, расскажет, - заверил меня собеседник. - Куда она денется? Я ее уже предупредил: если корреспондент будет недоволен, пеняй на себя.
Я немедленно согласился. "Крупный бизнесмен" не обманул - Светлана ничуть не удивилась моему визиту.
Извиниться никогда не поздно. Почти никогда...
- Многим хитростям подруга научила, которая работать сюда устроила, - рассказывает Светлана. - Вот для начала самый простой прием. Покупает человек что-нибудь. Ты сначала даешь ему товар. Потом уже сдачу. Я обычно руки в кассу опускаю, вроде что-то отсчитываю, но не тороплюсь. А сама смотрю, вдруг он забудет и уйдет. Такое редко, но бывает. Сдачу кладу рядом с окошком. Если вернется, сразу же отдаю, даже говорю, что звала его, кричала.
Другой вариант - якобы купюру перепутала. Ну, как с этим вышло (вздыхает). Самый распространенный прием. Такое и в магазинах проделывают, и в метро, где угодно. Меня саму не раз обсчитывали. Я обычно сразу смотрю - один человек или с компанией, сможет ли кто-то что-то подтвердить. Вообще, занимаюсь я такими вещами только поздним вечером и ночью. Кто в это время ходит в ларек? Половина - пьяные. Другая половина - с работы возвращается, уставшие, внимание ослаблено. Запросто можно десятку-другую "удержать". Или сказать, что купюру дали мельче. Некоторые даже верят, извиняются. Если настаивают, смотрю по обстоятельствам. Но чаще всего, конечно, отдаю. Только совсем пьяных, которые уже на ногах не держатся, посылаю, говорю, сейчас ментов позову. Пугаются. А сказать, мол, извините, ошиблась, устала, никогда не поздно.
- Но в этот раз было все-таки поздно.
- Да, в этот раз прокололась... Кто ж мог подумать?..
- А если обманутые милицию позовут? Потребуют кассу снять?
- Я говорю, пожалуйста, давайте. Чаще всего обматерят да уйдут. Время-то тратить неохота. На принцип немногие пойдут. К тому же левых денег у меня в кассе не найдут, тут у меня все точно. Я даже пометки на бумажке делаю, чтобы ничего не перепутать. А еще ко мне муж каждые два часа заходит. Если что накопилось, я обычно сразу же ему отдаю.
"Действую по обстановке"
- На крупных купюрах, - продолжает Светлана, - казалось бы, не выиграешь, тщательно все пересчитывают. Тем не менее и здесь есть лазейка. Подруга заметила, что если даешь сдачу с пятисот или с тысячи, где помимо бумажек, скажем, еще четыре монетки по пять рублей, то они каким-то образом отвлекают внимание. И бумажную десятку можно легко "удержать".
Или вот еще, тоже с крупными купюрами. Но это не обман: так, скорее хитрость. Приходит мужик, берет самое дорогое пиво, дорогие сигареты. Вижу, не бедствует. Протягивает 500 рублей или тысячу. Я сразу же говорю, что у меня, наверное, не хватит сдачи. И точно, сдачи "не хватает", я последнюю десятку начинаю ему отсчитывать пяти- и десятикопеечными монетами. Чаще всего возьмут только бумажные купюры и уйдут. Или так. Говорю: "У меня сдачи не будет. Вы не разменяете сами, вон киоск через дорогу?" Он в ответ: "Сколько не хватает?" Я говорю, что десять рублей. Или двадцать. Конечно, есть те, кто пойдет разменивать. Но многие, не говоря ни слова, возьмут свое пиво с сигаретами, развернутся и уйдут. Но в этих случаях нужно улыбнуться, пококетничать, сказать что-то вроде: "Вы что, все сговорились сегодня? У всех крупные купюры! Зарплату сегодня всем дают, что ли? Может, и мне сходить получить?"
Чаще всего действуешь по обстановке. Опыт-то уже есть кое-какой. Иногда, казалось бы, можно обмануть, но что-то тебя удерживает. Никогда не обсчитываю двух клиентов подряд. Это правило. В себя надо прийти (смеется), к тому же легко запутаться. Потом сама не поймешь, где твои деньги, а где касса.
Ну вот, я, пожалуй, все рассказала. Хотя нет. Забегает, например, тетка какая-нибудь заполошная, на ходу смотрит, что купить, бегает вдоль ларька, осматривает витрины, набирает полную сумку. Сразу вижу: сколько нужно заплатить, не считает. Я называю ей сумму на десять или двадцать рублей больше. Скажем, она набрала на 139 рублей, а ей говорю 159. Чек не показываю. Да она и не попросит.
Вот теперь точно все. Еще вопросы есть?
Вопросов больше не было. Вернее, был один: "Не стыдно?" Но я решил его не задавать. Потому что ответ на него мне был ясен с самого начала беседы.