- Семен Теодорович, вы уже написали о кризисе?
- Обычно я не пишу на злобу дня, но публика с особым энтузиазмом встречает фразы: «Очень хочется разделить с руководителями страны их уверенность в завтрашнем дне» и «Америка и Европа в заднице, мы там же. Вот наконец-то мы и догнали развитые страны». Все мы сейчас какие-то зацикленные. Я ловлю себя на том, что сижу в машине и каждую минуту слушаю про этих несчастных «Доу-Джонса» и «Никкей», хотя понятия не имею, кто это такие. Нервничать должны олигархи. В отличие от них большинству из нас терять нечего. Тем не менее неопределенность создает тревогу, похожую на заболевание. Мы перестали выделять радостную эмоцию из жизни. Это вредно и для здоровья человека, и для общества.
- А рецепт лечения?
- Надо самим искать, чему радоваться. После зимней слякоти сощурьтесь на солнышко. Оглянитесь на красивую девушку. Сосулька упала, но грохнулась сзади. Украли кошелек, а там не было денег... Собаки - это просто любвеотвод. Ни одна жена не встретит вас так, как собака. У кого-то кошки, хомячки, птички... Как-то видел по телевизору женщину, обмотанную питоном, она гладила это холодное скользкое тело и приговаривала: «Лешенька». Да, многим пришлось резко поменять образ жизни. Приспосабливайтесь, господа! Даже если вы привыкли к Канарам и Мальдивам и «организм требует»… Можно найти на полу солнечное пятно, песочком посыпать, в таз синьки капнуть - Анталия! Поверьте, бутерброд с вареным яичком, лучком и килечкой под водочку не хуже, чем фуа-гра под хеннеси! Смотрите, как распускаются цветы, как возятся в песочнице дети. Моему внуку Василию два месяца - и он мне улыбается, хотя я еще не пошутил - это же замечательно!
«Сделай доброе дело - уйди»
- Наше общество и обычно-то склонно к мрачности, а уж если есть особый повод, как не поддаться?
- Есть у нас такая черта. Когда началась перестройка, все увидели, оказывается, продавщицы умеют улыбаться - и возникла эйфория: и мы можем! Потихонечку все стало возвращаться на круги своя. Недавно захожу в книжный магазин, продавщица сидит с таким лицом, что понимаю - у нее и так дома неприятности, а тут еще я. И ушел. Продавцы снова стали искренними: все, что на душе, то и на лице. Поэтому, уважаемый покупатель, сделай доброе дело - уйди! Этот лозунг висит над страной.
- Все-таки лучше американский подход: хоть фальшивая, но улыбка?
- Думаю, они долго шли к этой улыбке, теперь она у них в генах: деловой подход - ты должен улыбаться, пусть думают, у тебя все о'кей. А у нас какой бизнес, так и улыбаемся. Мы позволяем роскошь вести себя на работе так, как мы себя чувствуем.
- Зато когда нам плохо, мы становимся сплоченнее.
- Мне сказали, что выросли рейтинги юмористических передач. Смех, улыбка - это и физиологическое удовольствие. Какие-то мышцы внутри нас при смехе вибрируют. Что полезно. Офонаревшие от информации люди тянутся к положительной эмоции, чтобы забыться. Вместо того чтобы закрыться дома и глушить водку в одиночестве, идут на концерт, надевают нарядное, собираются вместе, значит, еще не все потеряно. Чего-чего, а юмора в России стало полно. В том числе и высокого качества.
- Но некоторые эстрадные монологи слушать невозможно, уши вянут.
- В эстрадных монологах зачастую нет мысли, поэтому они никак не могут закончиться. Я считаю, что текст должен кончаться там, где кончается мысль, к примеру: «Если вы изменяете жене неохотно, значит, вы ее любите».
Горизонт отодвигается
- В ком больше оптимизма - в молодых или в людях старшего поколения?
- Когда мы молоды, для нас 30 лет - это линия горизонта, за которой - пустыня. Когда мы приблизились к этой цифре, линия горизонта отодвигается - оказывается, и там есть люди! В этом великая мудрость: пока человек жив, линия горизонта все время отодвигается. Когда-то мне казалось смешным, что женщины лет под 50 обращаются друг к другу: «Девочки». Теперь сам говорю своим кряхтящим товарищам: «Мальчишки». В каждом возрасте что-то уходит, но что-то появляется. Сейчас разговоры о лекарствах вполне заменяют разговоры о женщинах. Те же горящие глаза, то же возбуждение.
- Обратила внимание, что писатели-юмористы, тут самый яркий пример - Жванецкий, в прекрасной форме!
- Его орудие труда - голова, мозг, он у Михаила Михайловича в прекрасной форме. В организме работают те органы, которыми ты пользуешься. Думаю, люди умственного труда стареют медленнее, позже, потому что мозг - как главнокомандующий: пока он работает, он распоряжается остальными частями тела.
«Не все плохие»
- Вы часто говорите, что очень доверчивы. В наше время качество опасное, никогда не нарывались на неприятности?
- Меня Бог хранит. Как-то на улице подходит мужчина и говорит, что видел по телевизору передачу, в которой я рассказал, как дал кому-то деньги, и - с концами. Естественно, он попросил у меня 500 рублей. Чтобы не портить легенду, я дал. Жене, сами понимаете, ничего не сказал. Проходит месяца три, встречается на улице человек: «Помните, вы мне давали 500 рублей? Спасибо» - и отдает долг. Это одно из самых сильных потрясений в моей жизни.
А месяца четыре назад едем с женой в Эстонию - вечер, грязь, плохая дорога. Решили остановиться и увязли в мокром снегу - не выехать. Бегаем вокруг машины, все едут мимо, звоню в специальную фирму, говорят, что приедут через четыре часа, вызов - тысяч пять... Вдруг тормозит микроавтобус, выходит, как у нас называют, «нерусский человек»: «Что случилось?» - «Завязли» - «Минуточку». Взял трос, дернул, вытащил машину. Даю деньги - не взял! Сунул мне в руки два яблока. «Знайте, среди нас тоже есть нормальные люди!» И уехал. Жена обрыдалась.