В начале июня владельцы колесной техники ранга 4х4 штурмовали топи и непролазные леса Карельского перешейка. На старт очередного, седьмого по счету, трофи-рейда "Ладога" вышло почти полторы сотни экипажей внедорожников из России, стран Балтии, Казахстана, Украины, Беларуси, Польши и Германии. А кроме того, несколько мотоциклистов и владельцев четырехколесных квадроциклов. До финиша добрались далеко не все. Как обычно и бывает на "Ладоге".
Большое приключение
Маршрут трофи-рейда традиционно пролегает вокруг Ладожского озера. Организаторы уверяют, что это самое крупное в мире "приключение" для внедорожников. По совокупности параметров (продолжительность, протяженность, сложность и количество участников) с ним могут конкурировать лишь рейды в Австралии и Малайзии. Ралли Париж-Даккар - отдыхает. Просто "Ладога" еще недораскручена.
Приключения начались уже на старте на Исаакиевской площади. Во время представления участников один из квадроциклистов слишком резво взлетел на эстакаду и, не удержав равновесие, сверзился вниз с метровой высоты. К счастью, водитель отделался легким испугом, а квадроцикл - легким повреждением руля.
Очередной курьез произошел на третий день рейда, когда в безобидной ситуации машина технической поддержки латвийской команды, двигаясь по грунтовой дороге, неожиданно кувырнулась в кювет. Говорят, дорогу ей неожиданно перебежал дикий кабан. И на этот раз все обошлось.
А вот днем ранее первый болотный спецучасток в районе Сосново, романтично названный организаторами "Клюквенный рай" (хотя на самом деле болото, которое надо было преодолеть джиперам, в народе слывет "неодолимым"), засосал в себя почти половину участников. Многие машины удалось вызволить из болотного плена лишь через несколько дней. А джиперы, застрявшие на ночь посередь топи без еды и питья и осаждаемые комарами, падали в голодные обмороки.
Почему джип никогда не догонит черепаху
Может, поэтому на следующий день на старте второго участка недалеко от Кузнечного царила тишина. Возле пары-тройки джипов вяло слонялись участники
- Старт-то состоится? - интересуюсь у судьи-распорядителя.
- Так, первая машина уже ушла. Надеюсь, не все сгинули в "неодолимом". Еще подтянутся. Вы пока трассу осмотрите, тут недалеко, за полчаса до финиша доберетесь.
На преодоление этого участка трассы, которое пешком при наличии резиновых сапог действительно занимает минут сорок, джипам отведено 4 часа. Обычная лесная дорога, местами переходящая в болото, местами пролегающая по каменистому плато, заваленному валунами. Уже на первом болотце "сидит" джип. Видимо тот, что ушел первым. Штурман с водителем разгребают лопатой под капотом болотную жижу.
- Случилось что?
- Да лебедку заклинило, будь она неладна, - машет рукой один из них.
Без лебедки в лесу никуда. Так потихоньку на тросе от дерева к дереву с черепашьей скоростью большинство переползает болотистые участки, преодолевает броды и обрывы.
До финиша я не дошел всего ничего: дорога исчезла в бескрайнем болоте, преодолевать которое в одиночку я не решился. Еще сгинешь ни за что ни про что. Вернулся к старту.
Старые знакомые сидели все в том же болоте. Теперь не одни. Другие участники ("мерседесы", "тойоты", "Нивы" "УАЗики" и пр.), пытаясь объехать, перегородившую колею машину, также безнадежно увязли. Немногие смельчаки пытались прорваться в объезд, через поросший молодняком каменистый пригорок.
- Куда руль крутишь, не видишь, пень здесь торчит, заворачивай, блин, заворачивай, - матерясь в рацию, из подлеска на сухой участок дороги боком выскочил штурман. За ним, сметая на пути молодые елки, вывалился монструозный джип, явно собранный вручную из узлов от различных машин (джиперы называют их "прототипами"). Штурман на ходу заскочил в кабину и, переваливаясь по валунам, "прототип" рванул вверх по каменистой дороге.
По болоту аки посуху
Часа через полтора, добравшись до финишного болота в обход по сухой дороге, застаю там знакомую картину. Штурманы по колено в жиже тянут лебедки. Водители газуют, взметая колесами фонтаны грязи. Им хорошо. Сухо, по крайней мере. Самыми сообразительными оказались эстонцы, запасшиеся для своих джипов рулонами металлической сетки. Расстилая их по болоту перед машинами, они проехали, как по асфальту, почти не замочив колес.
Впрочем, это болото оказалось полегче "неодолимого". Все участники уложились в зачетное время. А вечером в палаточном лагере уже кипела работа по подготовке к следующему дню. Внедорожники отмывались от грязи, шел мелкий и не очень мелкий ремонт. У кого сгорела лебедка, у кого - сцепление, у кого полетела коробка передач. В особо тяжелых случаях приходится гнать "техничку" в город за запчастями или вызывать на болото эвакуатор (почти 50 вызовов). И так девять дней подряд. Кому как, а им нравится. Джиперы, одним словом.
Сколько стоит джип построить
Участвовать в трофи-рейде на обычном внедорожнике - верный шанс угробить машину. Модернизации требуют подвеска, тормоза, сцепление, мосты. Необходима установка внешнего "обвеса" кузова и защита снизу основных узлов. Что и как делать, каждый из участников решает сам. Если ограничиться грязевыми колесами, лебедкой и некоторыми другими мелочами, то подготовка джипа обойдется минимум в $2000. Если подходить к рейду с серьезными намерениями добраться до финиша, то счет идет на десятки тысяч долларов.
P.S. Протяженность трофи-рейда "Ладога" 1200 километров. Около 100 километров пролегают по полному бездорожью (как называемые спецучастки). Соревнования проходят в классах: туризм (без зачетных очков), спорт (прохождение спецучастков на время), рейд (командные соревнования), прото (для "прототипов") и мото (для мотоциклов и квадроциклов). В этом году из 125 стартовавших экипажей до финиша добралась лишь половина.