Примерное время чтения: 6 минут
91

Не воруют? И живут припеваючи?!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29 16/07/2003

Контрабандисты. Об их находчивости, щедрости и даже великодушии слагаются легенды. Мол, они - настоящие герои своего времени! Воровать не воруют, а живут как люди, да еще и другим дают возможность подзаработать.

Что здесь правда, а что - ложь? Наш корреспондент решил сам во всем разобраться.

Больше десятка лет прошло с тех пор, как некогда экономически спаянные города - Нарву и Ивангород - разделила граница. Практически сразу смолкли предприятия по обе ее стороны. Убытки исчислялись громадными суммами. Безработица "атипичной пневмонией" расползлась повсюду.

Менеджеры вымирающего поколения

В Ивангороде все три градообразующих предприятия так и стоят. Безработица близка к 40 процентам, в Нарве и того больше. Находчивым трансграничным предпринимателям все это на руку. Давно разведав, на перепродаже каких российских товаров можно заработать, некоторые из них перешли уже на куда более "продвинутый" способ обогащения. Теперь они - "мене-джеры вымирающего поколения", как сами не без пафоса себя называют.

- Мы делаем большое дело, реализуем российский товар. Деньги из-за рубежа перетекают к нам, оседают в Питере, - рассказывал мне один такой "менеджер". - Кроме того, мы спасаем от вымирания целую армию безработных!

Заправляют "бизнесмены" вполне легальным, так сказать, процессом. "Навариваются" на разнице цен подакцизных товаров в России и сопредельной Эстонии. На оптовых базах под их чутким руководством скупаются в основном табачные изделия и спиртные напитки. Далее эстафету перенимают "верблюды" - безработные россияне, имеющие эстонские визы. Их задача - пронести через пункт пропуска разрешенную "для собственных нужд" норму: блок сигарет, бутылку водки. И сдать за небольшое вознаграждение на конспиративные квартиры-склады в Эстонии. Обычно работают небольшими группами. "КамАЗ", загруженный доверху "Примой", по блоку (!) перетаскивают дня за три.

В "верблюды" нанимаются в основном женщины предпенсионного возраста, добросовестные работницы госпредприятий, ставшие никому не нужными в новых экономических условиях. Точнее - те из них, которые не успели еще опуститься до уровня своих мужей, заливающих водкой безысходность и нереализованные мечты.

Те из "несунов", кто покрепче, обратно в сумках-тележках тащат по 50 кило разрешенного груза. Сахар, например, в Эстонии на треть дешевле. Вот и получается, приволок мешок песку - триста рублей в кармане!

За "ноу-хау" расплачиваются мопедами

Ивангородскую молодежь в "верблюды" не берут. Считается, что это "ненадежный контингент". Но ребята не ропщут! Для переправки той же "Примы" находят другие способы.

Алексей Пинчук, рассекавший на новеньком мопеде по улочкам Ивангорода, похвастался, что "коня" ему подарили приезжие мужики. За то, что он подсказал им, как можно переправлять контрабанду...

Граница с Эстонией проходит по фарватеру реки Нарова. В назначенное время с эстонского и российского берегов отплывают две лодки. Один рыбак "неудачно" забрасывает спиннинг и попадает грузилом прямо в лодку другого. Тот цепляет к его крючку герметично запакованный пакет...

Сколько таким макаром было всего перетянуто - история умалчивает. Однако на сегодняшний день этот способ контрабанды изжил себя. К рыбакам у пограничников теперь особое, трепетное отношение. Не так давно выдумали новый способ с использованием металлического троса, протянутого в воде с российского берега на эстонский под углом к течению. Говорят, что тросов этих на дне реки - между мостом Дружбы и островом Комиссар - сотни. Обыкновенно за них цепляют ловушки для ловли миноги. Если к тросу прицепить ролик, а к ролику - герметичный футляр с теми же сигаретами и парой пластиковых бутылок в качестве поплавка, то эта конструкция очень легко передвигается прямо в руки эстонцев.

Но самое, пожалуй, интересное "ноу-хау" - правда, так и не воплощенное в жизнь благодаря бдительности пограничников, - это попытки местного населения провести по дну Наровы между эстонским хутором Ям и российской деревней Переволок... трубопровод для перекачки спирта! Всего сотню метров оставалось протянуть мужичкам, да еще установить в сарайчике на эстонском берегу насос, и потекли бы денежки рекой!

Оштрафованные и осужденные контрабандисты составят целую армию. И куда более многочисленную, чем все безработные, их менеджеры и те контрабандисты, которым пока везет, вместе взятые. Только вот местная молодежь этого не понимает, как и того, что бизнес этих "коммерсантов" куда циничнее и жестче, чем кажется со стороны.

"Гонщик" - это судьба?

"Верблюдов" "менеджеры" нередко обманывают, платят меньше условленной "таксы". Пользуются тем, что люди от безысходности готовы снести любые унижения, лишь бы не потерять "работу". Нередок и самими же деятелями от преступного бизнеса организуемый тотальный грабеж. У теток отбирают мешки с сахаром, банки кофе...

Случаются, люди лишаются всего: и обещанных денег, и жилья, и документов. Ну, кажется, что тут такого - при переезде из Эстонии в Россию перегнать заодно добрым людям иномарку? Да еще если они - профессиональные риэлторы, обещают помочь с покупкой квартиры на новом месте?!

Люди соглашаются. На них оформляются машины (когда едешь в Россию на постоянное место жительства, личный транспорт пошлиной не облагается. - Авт.), а когда, продав недвижимость в Эстонии, люди перегоняют иномарки на российскую территорию, то вместо обещанных денег получают многодневное заточение на какой-нибудь "блатхате". За это время исчезает все - и машина, и деньги на покупку квартиры, и документы... Немалая часть ивангородских бомжей - именно из этой доверчивой команды "гонщиков".

* * *

Эстония вступает в Европейский Союз. Цены на топливо медленно, но верно поползли вверх, подбираясь к общеевропейскому уровню. Вслед за этим возрастает разница между ценами на российские подакцизные товары и эстонские. А у контрабандистов - заинтересованность в осуществлении своих преступных замыслов. Чего они теперь только не понапридумывают!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах