Примерное время чтения: 6 минут
76

Езда в незнаемое

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31 30/07/2003

Страшно ездить по городу. Время от времени что-то случается с метро, постоянно что-то случается с маршрутками. В метро нас хотя бы предупреждают, что это зона повышенной опасности (мол, кто боится - пусть сюда и не лезет). А если поверху, без метро? Есть районы, где можно передвигаться только на маршрутке за полным отсутствием другого транспорта. Насколько обоснованны те страсти, которые пассажиры порой рассказывают друг другу в духоте подземки или в тесноте "газельного" чрева?

Лягушонка в коробчонке

Вряд ли кто-нибудь возьмется утверждать, что маршрутки все до одной ухожены, а водители в них - образцы профессионализма и человечности. Обычно маршрутку можно услышать издали - по тому характерному звуку, который в сказке издавала знаменитая лягушонка в коробчонке. Только лягушонка потом оборачивалась царевной в карете, а вот маршрутки так и остаются "самодвижущимися телегами" - громыхающими на раздолбанных амортизаторах, душными, то скачущими по трамвайным путям, то резко тормозящими в самом неподходящем месте, чтобы очередной седок вскарабкался бы на их ржавую подножку.

Практически ни на одной маршрутке вы не увидите талона техосмотра. Нет, водители их не прячут. Было бы что прятать. Из всего стада маршруток 575 машин до сих пор техосмотр не прошли. И это не потому что на станциях техобслуживания созданы невыносимые условия, наоборот, как утверждает Виктор Пичугин, начальник 4-го отдела ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленобласти, на станциях ждут не дождутся перевозчиков, да ради них всех остальных клиентов на потом оставят, пусть только приезжают, будь ласка, а вот те - ни в какую. А ГИБДД, памятуя о неоднократных авариях маршруток с жертвами, решила ужесточить проверку на дорогах - и за первые 6 месяцев года выявила 2900 неисправностей у машин, обслуживающих маршруты. За это к ответственности было привлечено 288 должностных лиц, что раза в два больше, чем за такой же срок в прошлом году.

Правда, тот же г-н Пичугин заявляет, что аварий с маршрутками не больше, чем со всеми остальными транспортными средствами, а то и меньше - всего 5 ДТП за полгода, - просто они сразу становятся достоянием общественности. Действительно, разобьются два джипа - никто панику не поднимает, а всего пятеро раненых в маршрутках - тут же все в крик. Какие нервные люди стали - хотят безопасности за 12 рублей на маршрутке.

Но и ГИБДД, и хозяева автопредприятий единодушны в мнении: губит маршрутки не их техническое состояние - ни одна еще на ходу не развалилась, а все дело в подготовке водителей. Не хотят опытные водители-профессионалы идти на маршрутки, поэтому приходится набирать каких попало гастарбайтеров, которые курят за рулем, ездят на красный свет и спрашивают дорогу у пассажиров. Правда, профессионалы утверждают, что их совершенно не устраивает потогонная система, которую хозяева внедряют в своих автопарках, - слишком велик дневной побор, поэтому в погоне за выручкой водители и вынуждены идти на разнообразные нарушения.

Подземные страсти

Может, лучше спустимся в метро? И быстрее будет, и безопаснее: Ну, насчет быстрее - это верно, под землей пробок нет, а вот насчет безопасности - тут можно поспорить. Подземная железная дорога в принципе довольно уязвима. Уж на что, казалось бы, хорошо в Москве смотрят за своей подземкой, но даже у них порой колеса от вагонов отрываются.

Но, как ни странно, даже после ознакомительной поездки на специальном поезде, который занимается путеизмерением и дефектоскопией, страху не добавилось, наоборот, появилась слабая надежда на то, что под землей порядку больше, чем на поверхности. Каждую среду по всем линиям метрополитена ездит этот спецсостав, персонал которого следит за состоянием рельсов и механизмов. Где какая микротрещина - это сразу видно на приборах. Как только нашли дефект - сразу его "сосчитали" и внесли в особый список. Списков два: в первом дефекты, подлежащие немедленному устранению, буквально в ближайшую ночь, а во втором - те, что могут немного подождать. За последние полгода было обнаружено 18 остродефектных рельсов. За весь прошлый год - 23 случая. Каждый из таких дефектов - это потенциальная авария. Аварий не случилось.

Дефекты бывают ужасающие на вид - например, у рельса может треснуть подошва или головка. И это происходит не от его износа - рельс не успевает состариться, это заводской брак. Начальник службы пути метрополитена Геннадий Павлов говорит, что за последние несколько лет очень снизилось качество рельсов, поставляемых с Нижнетагильского и Новокузнецкого заводов. Рельсы крошатся, трескаются, гнутся. Представители завода покорно забирают свой брак и выдают взамен другую партию рельсов, которая может оказаться не лучше предыдущей. И так - постоянно. На железной дороге уже сто лет работает специальная Рельсовая комиссия, потому что все понимают - от качества пути зависит жизнь людей. А на метрополитене такая комиссия создана всего три года назад. Впрочем, как говорят метрополитеновцы, им докучают не только плохие рельсы, но и скверные шпалы, которые в метро очень трудно менять.

Вот поездил спецсостав в течение рабочего дня - насобирал путейцам головной боли на несколько ночей. Потому что только ночью в тоннеле можно работать - днем там ездим мы с вами. Например, надо заменить аварийный участок пути (а за год приходится менять до 40 километров рельсов). В каждом тоннеле лежит запас материала для оперативной замены - на все про все у путейцев 4 часа, когда в метро не ходят поезда и отключен контактный рельс. А в пять с чем-то утра нам снова подают поезд. И мы едем по своим делам, мало задумываясь о качестве рельсов и колес, ничего не зная ни о микротрещинах, ни о крошащихся шпалах, ни о стареющих механизмах. И правильно - потому что если все время нервничать, можно сойти с ума.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах