Эрмитаж - один из самых динамичных наших музеев, он постоянно ремонтируется и реставрируется, при этом стараясь не закрывать залы. Вот и сейчас в одном из самых роскошных - Двадцатиколонном, где обычно располагается коллекция произведений итальянского искусства VI-I веков до нашей эры, за фанерными загородками идет сложнейшая реставрация интерьера, но для публики оставлен проход. Посетителям всегда любопытно, что же делают мастера?
Если в ближайшее время будете в Эрмитаже, да еще забредете в Двадцатиколонный, посмотрите под ноги, на пол - именно он является сейчас объектом кропотливой работы. Пол сам по себе смело можно назвать шедевром: это гигантская мозаика размером в пятьсот квадратных метров, выполненная из пяти сортов итальянских мраморов. Второго такого пола в городе нет, естественно, что для дополнения утрат только подлинный камень и подойдет. Эрмитаж заключил договор с итальянской фирмой "Confindustria" о благотворительной поддержке реставрации. Мастера уже вовсю работают, хотя не все виды мрамора поступили. Так, ждут желтый сиенский. Интересно, что один из видов - красный - уже не встречается, но итальянцы обещали поскрести по сусекам. Реставраторы стараются сохранить и все старые кусочки. Ни один из тех, что можно еще использовать, не выкидывается, а обрабатывается и вновь ставится на место, при том что размер каждого камешка - с ноготок.
По словам бригадира Олега Федорова, главная черта характера мозаичиста - терпение, ну а чтобы стать мастером, почувствовать камень до такой степени, чтобы предугадывать его повадки, - к примеру, как он будет вести себя при обработке, - требуется не менее пяти лет опыта. Так, самый мягкий мрамор - белый, самый прочный - зеленый. Квадратный метр пола реставрируется примерно неделю. Самый большой мозаичный "ковер" Эрмитажа будет готов через несколько месяцев. Затем его покроют специальным защитным слоем, наведут глянец, и если обеспечить постоянный уход, он простоит долго. Ведь и до реставрации мозаика продержалась почти 150 лет.
И все-таки, когда идешь в уличной обуви по такому вот полу, так же как по наборному паркету, сердце кровью обливается. Посетители сами спрашивают, почему в Эрмитаже не дают музейные тапочки. У директора Михаила Пиотровского на сей счет позиция твердая: "Тапочек в Эрмитаже не будет!". Михаил Борисович считает, что в них людям некомфортно, что они будут чувствовать себя чуть ли не бедными родственниками. Уж лучше реставрировать полы, чем ущемлять публику.
В Двадцатиколонном зале, кроме мозаики, будет обновлена также роспись стен и потолка, реставрируют оконные рамы, обновят освещение. А вот сами колонны искусственного гранита только обработают специальным составом, попросту говоря - помоют. Самый большой урон, который нанесли им посетители, - жирные пятна от рук. "На полированной поверхности пятна всегда остаются, - поясняет Олег Федоров, - но мы их сотрем, а потом покроем гранит защитным слоем". И все-таки, лучше в музее ничего не "лапать", а то никакой защитный слой не выдержит!
Весной отреставрированный зал предстанет - в прямом смысле слова - во всем блеске. Здесь впервые во всей полноте покажут коллекцию итальянских ваз, которым не менее двух тысяч лет.