Примерное время чтения: 5 минут
87

Нижинский из Белграда

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36 03/09/2003

Петербург давно стал мировой столицей балета. Здесь признанная танцевальная школа, знаменитые театры и знающая публика. Сюда стремятся приехать на гастроли многие балетные коллективы, ведь выступление в Питере - это как "знак качества".

Но спектакль белградской Камерной оперы "Мадленианум" "Нижинский - Золотая птица", который будет показан 16 сентября на сцене Консерватории, - событие экстраординарное даже по нашим меркам. Во-первых, как утверждают авторы балета, такой необычной постановки Петербург до сих пор не видел, а во-вторых, не так уж часто нас посещают коллективы из Сербии, да еще не государственные, а частные. Гастроли в Петербурге, приуроченные к 300-летию города, пройдут благодаря меценатской помощи известной компании "Цептер", которая в этом году тоже отмечает свой 10-летний юбилей в России. Накануне этого события мы взяли интервью у руководителей и артистов Оперы "Мадленианум".

Родина нашего героя

- Так чем же балет "Нижинский - Золотая птица" отличается от других известных постановок, посвященных этому великому танцовщику?

- Наша постановка необычна прежде всего тем, что здесь применен своеобразный драматургический прием, - рассказывает Гордан Драгович, художественный директор театра и автор балета. - Мы хотели показать эмоциональный портрет Вацлава Нижинского, а не рассказать его биографию. Факты из жизни танцовщика имеют здесь второстепенное значение, и это подчеркивает необычная структура спектакля: он состоит из десяти сцен, каждая из которых полностью самостоятельна, имеет свое введение, кульминацию, коду. Мы даже можем менять последовательность сцен, и тогда каждое выступление становится совершенно особенным.

- В репертуаре театра имеется немало постановок. Почему в Петербурге будет представлен балет именно о Вацлаве Нижинском?

- Мы так решили прежде всего потому, что эта тема близка Санкт-Петербургу и его театрам - Мариинскому, Александринскому, где Нижинский выступал. Многие сцены спектакля связаны с конкретными местами города, например с Невским проспектом или Академией балета, где Вацлав учился. Все это может стать особенно притягательным для петербургской публики.

Классические традиции и драматургия нового века

- Что нас ждет - классический балет или современная постановка?

- Наш способ выражения базируется на абсолютно классической основе, - говорит хореограф Крунислав Симич. - Но танец должен быть осмысленным, и мы это делаем посредством более эмоционального движения. Таким образом актеры чувствуют себя более естественно, а зрители становятся участниками спектакля, легко следят за действием, сопереживают.

- Современный балет все больше идет в направлении театра движений, - добавляет Гордан Драгович. - Балет, опера, классическая драма непрерывно сближаются, и наши работы в этой области можно назвать лирической драмой. Это спектакли, обращающиеся непосредственно к эмоциям. В постановках "Мадленианума" мы пытаемся синтезировать совершенно разные с виду исследования Тадеуша Кантора, Пины Бауш, Бориса Эйфмана. Пожалуй, это можно назвать театром эмоций, который будет основным в драматургии нового тысячелетия.

Нетерпение и трепет

- Не страшно выступать на знаменитой сцене петербургской Консерватории?

- Я очень волнуюсь, ведь мне прекрасно известна изысканность вкусов Петербурга, - рассказывает исполнитель главной роли Константин Костюков. - С другой стороны, я с нетерпением жду встречи с петербургскими артистами. Я знаю, что мы приезжаем с хорошим проектом серьезного театра, достойного выступать в Петербурге в год его 300-летия. Меня, русского, особенно радует, что мы привозим из Сербии спектакль о русском искусстве. А так как я воспитан в русской балетной школе, мне очень лестно танцевать на сцене, на которой свое блистательное мастерство представляли Георгий Алексидзе, Герман Замуэль, Борис Эйфман.

Частные дела

- Трудно ли быть частным оперным театром? Что это вообще такое?

- Понятие частного в искусстве сильно отличается от понятия частного в экономике, - объясняет Гордан Драгович. - Ведь здесь речь идет о "продукте" человеческого духа. Частное финансирование существенно сокращает путь от замысла до завершенного спектакля. Меценатство позволяет устранить недостатки старой административной системы, все еще существующей и в Сербии, и в России.

Правда, у частного театра есть и минусы. Средства, которые может выделить даже самый состоятельный меценат, всегда значительно меньше, чем те, которые может себе позволить государство. Поэтому частные коллективы не бывают громадными. Зато сравнительно небольшие театры сегодня играют существенную роль в искусстве, и наш "Мадленианум" в том числе.

У нас прекрасный меценат - госпожа Мадлен Янкович-Цептер. Ее роль в коллективе прежде всего стратегическая - она влияет на развитие театра, репертуарную политику. Госпожа Цептер крайне редко вмешивается в наши повседневные дела, например, в подбор актеров, очередность постановок, предоставляя это решать художественному совету и дирекции.

Мы имеем возможность для каждой новой премьеры собирать лучшие силы, которые имеются в стране и за рубежом. Поэтому "Мадленианум" пользуется большой популярностью, наши залы всегда заполнены, и мы сегодня являемся театром с самым большим количеством зарубежных гастролей.

За пять лет нашего существования мы собрали семь томов газетных статей о нашем театре, а это говорит о многом.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах