27, 28 и 31 мая на сцене Александринки состоится премьера балета Бориса Эйфмана "Кто есть кто". В праздничные дни 26 мая и 1 июня труппа покажет также спектакль "Русский Гамлет". Ну а Борис Яковлевич участвует в юбилее города еще и тем, что по приглашению Валерия Гергиева ставит на сцене Мариинского театра гала-концерт, на котором будут присутствовать все президенты, прибывшие на праздник.
Завоевание Америки
- Балет "Кто есть кто"- что-то совершенно особенное в вашем творчестве? Артисты мне рассказывали, что им пришлось учиться чечетке.
- В этом спектакле, как ни в каком другом, мы показали универсальные возможности наших артистов и историю танца ХХ века: танцуем классику, фольклор, джаз, модерн, степ. Спектакль поставлен в основном на музыку Дюка Эллингтона, она требовала совершенно новой формы и техники. И я рад, что артисты, хоть и не без труда, справились с задачей. Премьера уже состоялась в Америке, был колоссальный успех и восторженные рецензии. В одном только Нью-Йорке спектакль прошел 14 раз!
- Насколько я знаю, спектакль посвящен русским артистам, оказавшимся в эмиграции.
- Я бы сказал шире - он о судьбах петербуржцев, которых разбросало по всему миру. И вот что поразительно - неистребимость петербургской культуры, воспитания, морали. Потому что питерцы резко отличаются в среде эмигрантов.
...Последние шесть лет мы ежегодно гастролируем в Америке. Открыв для себя Новый Свет, я проникся жизнью, проблемами эмигрантов. Удивительно то, что, считавшиеся раньше чуть ли не врагами народа, эмигранты стали полпредами нашего образа жизни, наших традиций. Они оказали огромное влияние на мировую культуру ХХ века и сыграли неоценимую роль в сближении наших стран.
Кто есть кто?
- И все-таки, спектакль об артистах балета?
- История о двух танцовщиках Мариинского театра, приехавших в Америку в 20-е годы. Жаждущие творческой реализации, готовые "плыть против течения", они сталкиваются с жестокими реалиями существования в чужом мире. Через цепь трагикомических ситуаций приходят к познанию истины - кто есть кто. По-разному складываются их судьбы. Один представляет тип неудачника. Есть такое слово в Америке - "лузер", неудачник, потерявшийся, не нашедший себя. У другого все сложилось: соединяя классическую традицию и американскую танцевальную культуру, он создает свою труппу.
- Прообразом послужил Баланчин?
- И Баланчин, и Нуреев, и Барышников, и многие другие, сумевшие реализовать себя. Но для меня важно, что - хотели того или нет - они развивали, обогащали, видоизменяли то, что называется русским классическим балетом.
- А есть ли конкретный прообраз неудачника?
- В какой-то степени я думал о Спесивцевой.
- Насколько я знаю, тут ведь медицинский фактор - она лишилась рассудка.
- Когда я ставил балет "Красная Жизель", у меня тоже была более однозначная позиция, сейчас - сложнее. Болезнь развилась еще и потому, что Спесивцева не смогла в чуждом мире, в чуждых ей человеческих и профессиональных условиях реализовать себя. "Красная Жизель" - спектакль о том, что теряет Россия. "Кто есть кто" рассматривает эмиграцию немного с иной позиции: что благодаря ей обретает мир.
Кульминация в Мариинском
- В гала-концерте в Мариинке ваша труппа участвует?
- Нет. Мы счастливы, что получили редкую возможность выступить на сцене Александринского театра, где кроме премьеры покажем также один из лучших спектаклей - "Русский Гамлет": историю непростых отношений царевича Павла с его матерью Великой Екатериной.
Я же приглашен Валерием Абисаловичем быть режиссером-постановщиком и хореографом гала-концерта в Мариинском, который должен стать кульминацией культурной программы юбилея.
- Ваша задача - чтобы не получилось "праздничного концерта к съезду", составленного из мешанины номеров?
- Передо мной стоят две задачи: с одной стороны, создать нечто драматургически и театрально цельное, с другой - представить оперных и балетных звезд Мариинского театра, да и мировых - Пласидо Доминго, Рене Флеминга.
- Но ведь опера - не ваш жанр?
- Не сказал бы, что не мой, потому что я живу в мире музыкального театра. Не случайно многие хореографы ставили оперы - Баланчин, Ноймайер. Возможно, я когда-нибудь поставлю оперу. Ну а в данном случае переделываю танцевальные сцены в операх, потому что каждый концертный номер должен выглядеть законченным произведением, каждая минута должна быть яркой, зрелищной.
- Правда, что впервые после перерыва, связанного с рождением дочери, на сцену выйдет Ульяна Лопаткина и будет танцевать "Умирающего лебедя"?
- Очень надеюсь. И вообще, как я уже говорил, выступят такие силы, что этот вечер явится значительным событием в истории петербургского искусства. Его на многие страны мира будет транслировать "Би-би-си".
Дворец танца
- Все замечательно, ну а ваш дворец танца? Вы говорили, что есть зарубежные инвесторы, что городу и денег вкладывать не надо, только выделить место. Но, похоже, дело не движется?
- Не все так пессимистично. Идею создания дворца - этого уникального, не имеющего аналогов в мире, учебно-театрального комплекса - поддерживают городские власти. Радует, что она находит понимание и на федеральном уровне. Дворец танца должен привлечь не только лучшие профессиональные силы страны, но и любителей. Во дворце будут все виды танца, а не только классический, в котором Россия сильна. Это будет сосредоточение прогрессивной балетной мысли, и может, мы вернем Петербургу ведущую роль в мировом балетном прогрессе, которая у него была в начале ХХ века.
- Звучит красиво, но что делается конкретно?
- Я уповаю на Валентину Ивановну Матвиенко. 15 лет назад она спасла наш театр. Из-за отсутствия репетиционных залов мы были на грани закрытия. Я обратился к Валентине Ивановне как к зампреду горисполкома за помощью, и мы получили вот эту репетиционную базу. С тех пор я поставил более десяти больших балетов, а если бы не поддержка, театра не было бы. Я жуткий фаталист, глубоко верю, что случайно с нами и вокруг нас ничего не происходит. Сегодня вопрос стоит не о помощи театру, а о поддержке балетных традиций города, нашей российской культуры. Для реализации проекта нужно еще многое сделать, но я счастлив, что сегодня я не одинокий странник на этом пути.
- Значит, вам после юбилея расслабляться некогда?
- Расслабляться? Вы не поверите, я сейчас каждый день приезжаю в театр к 7 часам утра. А времени для решения всех проблем не хватает. Думаю о новом балете для своей труппы, готовлю спектакль для "Нью-Йорк Сити-балет", посвященный нашему великому земляку, хореографу Джорджу Баланчину. Решаю массу административных и хозяйственных проблем. Успешный театр - это искусно управляемый балаган.