Фестиваль балета «DANCE OPEN» прошел в Петербурге с 18 по 22 апреля. Уже в 12-й раз.
Сверхзадача
АиФ-Петербург: - Екатерина, в чём особенность этого фестиваля?
- Мы снова расширяем географию, вносим разнообразие в программу. В Петербург прибудут солисты почти 20 трупп из Америки и Европы. Впервые проведём вечера одноактных балетов, представим несколько мировых премьер.
Кроме звёзд приедут учащиеся балетных школ из разных стран. Они будут участвовать в мастер-классах, а 19 апреля на сцене «Театра на Литейном» выступят в гала-концерте.
В Петербурге соберутся и художественные руководители ведущих балетных трупп. Фестиваль становится форумом, на котором обсуждают направления развития хореографического искусства, договариваются о новых постановках, гастролях. Рискну сказать, что в эти дни в Петербурге решаются балетные судьбы мира.
Приезжает большое количество российской, американской и европейской прессы. К примеру «Mezzo» - ведущий европейский канал, посвящённый культуре, который транслируется в 44 странах. На этом канале выйдет большая передача про фестиваль. Сейчас по всей Европе идёт реклама проекта.
Развивать Петербург как культурную столицу Европы - такую сверхзадачу мы себе ставим. И городские власти серьёзно помогают в проведении фестиваля.
АиФ-Петербург: - В БКЗ 21 апреля вы покажете гала-концерт «История русского балета». Как смогли уместить всё в один вечер?
- В этом и заключалась самая большая сложность! Мы подготовили красочный фото- и видеоряд на основе архивных материалов, комментарии ведущих со ссылками на малоизвестные исторические факты и закулисные анекдоты. Ну и, конечно, зрители увидят шедевры российской хореографии - от Перро и Петипа до Григоровича и Ратманского в исполнении звёзд.
АиФ-Петербург: - Меня удивило обещание «залить сцену Александринки водой» балканского хореографа Эдварда Клюга, который привозит свою версию «Весны священной».
- Ничего угрожающего нет, хотя на сцену, действительно, падает вода. Красивый эффектный трюк. Но когда я в первый раз увидела балет, была потрясена не этим, а мощным выбросом энергии, который идёт от артистов и удивительной хореографии Эдварда Клюга.
Попить кровь?
АиФ-Петербург: - История с Большим театром обратила внимание на балет людей, даже далёких от искусства. А что за люди - балетные звёзды?
- Артисты балета идут к вершине через «кровь, пот и слёзы», преодоление себя. И уже не остаётся сил на то, чтобы «попить кровь» у других, изображать из себя звезду. Как правило, это люди адекватные.
АиФ-Петербург: - Вы сами танцевали в Мариинском театре. У нас до таких крайностей, как в Большом, не доходило. Из-за того, что вокруг театра не крутятся люди с большими деньгами, диктующие, кто будет танцевать?
- Во всех областях есть влияние сильных мира сего. Балет - не изолированная среда. Не надо притягивать к этому никакую систему. Случай в Большом - исключение. Знаю, что артисты плакали и переживали. Сама волнуюсь за Серёжу Филина, он многолетний партнёр фестиваля, мой друг. Кстати, на фестиваль приедет Большой театр с одноактным балетом «Классическая симфония» в постановке Юрия Посохова.
АиФ-Петербург: - Балет - едва ли не единственная область, в которой Россия неоспоримо лидирует в мире. В чём же наша сила?
- Много факторов, начиная с совпадения этого искусства с нашими национальными особенностями. Как известно, привезли балет в Россию французы. Он очень прижился и развился ещё и потому, что театры всегда поддерживали императоры. Большой толчок и развитие дала Ваганова своей школой, потом - её ученицы. Балет любят, значит, история русского балета продолжается.