Примерное время чтения: 5 минут
58

Кадеты нашего века

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7 18/02/2004

В России из года в год множится число суворовских военных училищ и кадетских корпусов. В одном Петербурге мы их насчитали семь! Столь стремительно они плодились разве что только после Великой Отечественной: Одни считают, что это реакция общества на десятилетие социальной "центрифуги", в которой оказалось государство. Другие уверены: число училищ увеличивается, потому что желающих обучаться в них становится все больше.

На фуражку, но выше!

Чем же это таким сладким за забором СВУ намазано, что вступительный конкурс туда по 10 человек на место?

Первоначально военное образование привлекает мальчишек внешним антуражем. 14 - 15 лет - тот возраст, когда ребята стараются выглядеть взрослее. Красивая форма, обучение в престижном училище делают их на голову выше сверстников-школьников.

Родители же кроме этого понимают, что взросление может проходить и совсем по другому сценарию: через спиртное, наркотики, воровство - в зависимости от того, в какой компании окажется их чадо.

В СВУ от такой дряни уберегут. Даже у разгильдяев просыпается интерес к учебе, хотя бы потому уже, что в противном случае вместо увольнения придется зубрить уроки или стоять в наряде...

Больше половины ребят, мечтающих надеть погоны суворовцев, нахимовцев, кадет, - сыновья военных. Но такая, по социальному признаку, градация не всегда определяет будущее благополучие. Оно гораздо больше зависит от того, как юноша поступает в учебное заведение.

За погоны - мешок гвоздей

Около 18-25% от общего числа воспитанников поступают без какой бы то ни было помощи со стороны. Их родители или принципиально не принимают участия в "определении" в корпус, или же просто не имеют такой возможности. Таких воспитанников отличают высокая успеваемость, целеустремленность. Это костяк училища.

Другая группа, примерно 20%, это подростки из неблагополучных семей, сироты, детдомовцы. Для них - особый вступительный конкурс. Достаточно сдать все экзамены без двоек, чтобы быть зачисленным. Носить форму они рады, но частенько испытывают проблемы с учебой. Упорства в подготовке к зачетам и экзаменам им прибавляет сознание того, что и зачислены они были не "на общих основаниях", и отчисление сулит расставание с благополучной жизнью. На одного воспитанника, к слову, государство тратит 75 тысяч рублей в год.

Третья же группа - ребята, которые поступают при помощи служебного положения родственников, связей и взяток. В Петербургском и Московском СВУ число блатных подбирается иногда к 70%. Такие сыночки учатся, как правило, не блестяще. За поддержку при сдаче зачетов, экзаменов руководство училища берет "борзыми". Просит у состоятельного батюшки мешок гвоздей, вагон досок для ремонта...

Попав в новую обстановку, пацаны стараются сначал а работать на репутацию. Пообвыкнув же, ищут и находят лазейки, как увиливать от нормальной училищной жизни, и питают к этому особую любовь. Преуспевают во всевозможных прегрешениях в основном те парни, чьи родители с детства испытывают к ним жгучую, щедрую, но, если разобраться, примитивную заботу. Такие папы и мамы не скрывают от сыновей, что это они сдали вступительные экзамены на пятерки...

Предкам врать не возбраняется

Кто-то из ребят, чье мнение при определении в корпус не учитывалось, родителей начинает ненавидеть. Привыкшим к обеспеченной, вольной жизни учеба за забором кажется тюрьмой. Такие воспитанники нарушают правила поведения больше всего.

Часть суворовцев, не приложившая к поступлению сил, позволяет себе разного рода буйства, не без оснований рассчитывая, что отчислять не будут - за них есть кому заступиться. В своих развлечениях заходят порой далеко. Иногда, сбежав в самоволку, даже за грань закона.

Есть и те, кто благодарен своим родителям, но: учится неохотно. Это ведь труд! А работать над собой - вопреки уверенности, что если мама с папой помогли с поступлением, то и с престижным вузом помогут, - ох как не просто!

И, увы, совсем уж небольшое число "блатных" - из тех, чьи родители преподнесли им идею стать в строй как их собственную. После успешного поступления чада они скрывают, что приняли в этом участие. Тогда ребята расценивают алые погоны как свою собственную заслугу, гордятся ими. Именно такие кадеты, получив хорошее образование и имея поддержку родителей, добиваются в будущем высоких чинов и должностей.

И все же, как бы ни попал парень в училище или корпус, польза от пребывания в его стенах есть. "Спасение от улицы" - самый, пожалуй, от нее маленький кусочек. Главное - это то, что воспитанники проходят закалку военной системой в том возрасте, когда формируются основные качества характера. Учатся думать и, как говорят психологи, находить к товарищам, офицерам индивидуальный подход, получают такой опыт отношений, компенсировать который чем-то другим очень трудно.

Справка "АиФ"

Первые суворовские военные училища были созданы в 1943 году в первую очередь для детей погибших военнослужащих. Половину из них закрыли в начале 60-х, вместе с сокращением Вооруженных сил. Очередной бум возрождения пришелся на конец 90-х. Собственные кадетские корпуса создают Минобороны, МЧС, ФПС, МВД, Минюст, РВСН, железнодорожные войска, ФСБ: Сейчас в России без малого 100 детских военных учебных заведений.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах