Казалось бы, придумывать самокат - все равно что изобретать велосипед. А вот петербургский изобретатель Юрий Тимофеев придерживается на этот счет иного мнения. Именно он своими руками сделал трехколесный самокат с сиденьем, который обладает большой скоростью и грузоподъемностью. Кроме того, новая машина легко складывается и занимает совсем немного места.
Страсть к изобретательству у Юрия Федоровича профессиональная. Он всю жизнь проработал инженером-конструктором и хранит дома десятки авторских свидетельств. Оказавшись на пенсии, Тимофеев любимое дело не бросил, а продолжает придумывать всякие полезные в хозяйстве вещи. Самокат Юрий Федорович изобрел по необходимости. Дача у него на Мшинской, от дома до платформы - километров пять. Такое расстояние, да еще с рюкзачком за плечами, не так-то и просто одолеть пешком.
- Вот и решил я сделать себе трехколесного помощника, с дачи картошку возить, - смеется Юрий Тимофеев. - Можно было и обычный велосипед взять, но везти на багажнике 20 кг - задача не из легких. Равновесие трудно держать, трехколесная модель тут явно предпочтительней. К тому же самокат можно использовать еще и как тачку. Руль у него складывается, и получается ручка. По хорошей дороге - едешь, а когда колдобины на пути попадаются - можно и за ручку протащить возок.
Юрий Федорович говорит, что, пока пришел к окончательной конструкции трехколесного самоката, перебрал массу вариантов. Больше всего провозился с приводом. Очень уж хотелось его усовершенствовать. В одном из журналов случайно Тимофеев прочел, что один изобретатель запатентовал "ускоритель ходьбы". Для увеличения скорости автор предлагал использовать резиновые ремни, идущие от ног к поясу.
- Тогда я подумал, нельзя ли использовать подобный привод для самоката, - рассказывает Юрий Федорович. - К передней втулке приварил два стальных уса, а между ними натянул амортизатор от эспандера. Получилось некое подобие лука. Ногой тетиву натягиваешь, упираешься в дорогу и едешь. Привод получился очень простой, а скорость развивает порядочную. Затем долго возился с подставками для ног. Зато когда придумал их конструкцию, сразу же провел испытания на даче.
На даче изобретение Юрия Федоровича оценили по достоинству. Больше всех полюбили самокат соседские мальчишки. Впрочем, и пенсионеркам устройство Тимофеева глянулось. "А где можно купить такое чудо?", - активно интересуются местные бабульки.
- Увы, пока самокат существует в единственном экземпляре, хотя его выпуск можно начать хоть завтра, - сетует изобретатель. - Кстати, для серийного образца я бы поставил колеса чуть побольше. Это добавит проходимости. Однако увлекаться увеличением размеров не стоит, иначе самокат станет занимать слишком много места. Кроме того, вместо колес можно ведь и лыжи поставить, тогда на нем и зимой ездить можно.
Будет чудо-самокат Тимофеева запущен в серию или нет, пока не ясно. Кстати, самого изобретателя это, похоже, не слишком волнует - он занят доводкой другого своего изобретения, роторного двигателя. По словам Юрия Федоровича, новый мотор экономичнее и долговечнее всех существующих. К тому же, при одинаковых габаритах, "ротор" будет мощнее обычных шатунно-поршневых движков.
- А как только закончу, сразу займусь бесступенчатой коробкой передач, - обещает Тимофеев. - С заказчиком решение уже согласовано, осталось лишь довести его до ума. Внедрим такую коробку, и тогда наши автомобили смогут конкурировать с западными.
ТТХ самоката:
Масса - около 10 кг
Маx скорость - 15-20 км/ч
Грузоподъемность - до 100 кг
Габариты 120х100х60