Светлана - типичная бизнес-леди. Преуспевающая, сильная, уверенная в себе. "Бизнес - шанс для женщины. И все-таки женский бизнес - это печально", - считает она.
"Я все могу"
Свету растила бабушка. Мама занималась устройством личной жизни. Однажды бабушка попала в больницу, мама привела очередного "папу" и выставила девочку на улицу. Ночь Света провела в телефонной будке.
- Тогда я поклялась, что сама всего добьюсь, ни от кого не буду зависеть, - говорит она.
В школе Светлана училась на пятерки, не считая физкультуры - была она полноватой и неспортивной. Но кроссы бегала хорошо - многие задыхались, сходили с дистанции, а она терпела и ждала, пока откроется второе дыхание. Окончив школу, Света без сожаления оставила родной Псков и махнула в Питер. С отличием окончила Политех и поступила инженером на Ижорский завод. Там Свете дали двухкомнатную квартиру, ибо она уже успела выйти замуж и родить дочь.
Муж ушел
Замуж Светлана вышла по большой любви. Ей казалось, что счастливее ее нет женщины на свете: муж, дочка, квартира. Да и с карьерой все складывалось: с завода уволилась, стала работать в НИИ научным сотрудником, готовилась к защите диссертации.
Потом - перестройка, взлет цен, безработица. Остались они с мужем - тоже научным сотрудником - на нулях. Олег впал в депрессию: лежал на диване целыми днями. Светлана поняла: помощи ждать неоткуда. Ушла из НИИ, где давно перестали платить, и устроилась торговать рыбой на рынок. Олег брезгливо морщился, когда она приходила домой, да и ей казалось, что пропахла насквозь: "С тех пор рыбу терпеть не могу".
Однажды Олег предложил жене взять кредит под залог квартиры и открыть дело. Светлана отказалась, но в конце концов муж уговорил. Олег зарегистрировал фирму, снял офис, купил мебель, дорогую оргтехнику, иномарку. На ее робкие призывы экономить только посмеивался. Но первая же крупная сделка с треском провалилась, пришлось бизнес свернуть, квартиру продать за долги и переселиться в съемную комнату в коммуналке. Беда не приходит одна: летом 1995 года утонула дочка Машенька. "Во мне как будто тоже что-то умерло", - говорит Светлана. Во всех несчастьях Олег почему-то винил жену: "Ты мне приносишь неудачу". В конце концов муж ушел.
"Я не киска"
Какое-то время ей не хотелось жить, все казалось бессмысленным. Но потом пришло второе дыхание. Светлана пошла "челночить" - каталась в Польшу и Турцию, привозила тяжелые баулы со шмотками. "Унизительнее работы я не знаю. Все тебя гоняют, норовят обмануть". Но она преуспела: стала владелицей нескольких киосков, а потом и магазинов. Пришел достаток, и сама она изменилась - и внешне, и внутренне. "В бизнесе очень важна внешность. Когда хорошо выглядишь, хорошо одета, чувствуешь, что получишь любую подпись. Я стала больше следить за собой, хожу к косметологу, на шейпинг. Сильно похудела и внешне выгляжу хрупкой. А внутренне стала очень жесткой, даже циничной".
Работать приходилось столько, что не хватало времени на сон. Светлана этому радовалась: было чем заполнить пустоту. Иногда она мечтала встретить Олега. Пусть увидит, какая она стала - богатая, независимая. И они действительно встретились. На пляже в Анталье. Олег был с семьей, с женой и сыном, Светлана - с приятельницей. Бывшие супруги перекинулись несколькими ничего не значащими фразами. В ее душе ничего не шевельнулось, Любовь прошла. Но личная жизнь не складывалась: "Сажать на шею альфонса не хочется. А нормальному, сильному мужчине нужна домашняя киска. Но я не киска, я - волчица".
Дефолт
В дефолт 1998 года Светланин бизнес едва выжил. Импортные товары исчезли, деньги кончились. "Меня спасло то, что вела бизнес по-женски: экономила на всем, прибыль вкладывала в дело. Поэтому у меня было несколько полностью оборудованных магазинов. Я стала сдавать их в аренду и за счет этого выжила".
Постепенно дела пошли на лад. Наметились изменения и в личной жизни. Светлана встретила Игоря. Он был юристом и очень помог ей разобраться в сложных отношениях с недобросовестными партнерами. "У меня на какое-то время пропало ощущение, что борюсь в одиночку со всем миром. Рядом с Игорем я была просто женщиной". Они стали жить вместе. Радовались, когда узнали, что у них будет ребенок. Но счастье оказалось недолгим. Зимой 2000 года поехали за город, машину занесло на скользкой дороге, она упала в кювет. Игорь погиб, Светлану увезла "скорая". Несколько дней она пробыла между жизнью и смертью. Она "вернулась", выжила. Ребенок погиб.
Подумать о душе
После катастрофы Светлана иначе стала смотреть на жизнь. "Я думала: за что мне все эти потери, за какие грехи? И поняла, что слишком увлеклась зарабатыванием денег. А ведь их с собой на тот свет не возьмешь. Надо делать что-то для души".
Душа хотела детей. После автокатастрофы Светлана не могла стать матерью и усыновила мальчика и девочку. Проводит с ними каждую свободную минуту. "Хочу передать им свой бизнес. Я люблю свою работу, но иногда чувствую, что устала. Бизнес - это борьба, а борьба все-таки не женское дело".
Светлана мечтает, что когда-нибудь отойдет от дел. Уедет из холодного Питера, купит домик на берегу теплого моря, будет выращивать цветы, читать любовные романы и ждать приезда детей и внуков.
Кстати
В Петербурге 24% руководителей частных фирм - женщины. Ученые считают, что "женские" фирмы реже терпят крах, чем "мужские". Начинающая бизнес-леди редко прибегает к банковским кредитам, ибо боится рисковать. Начальный капитал старается заработать сама, экономя на всем. Обаяние и женственность - орудие бизнес-вумэн. Многие пользуются им виртуозно.
По природе женщина более законопослушна, чем мужчина. Если предпринимательнице приходится нарушать закон, она сильно переживает. Но некоторые, раз выйдя за рамки общепринятых норм, "идут вразнос" и могут дать сто очков вперед самому крутому "мэну". Эту психологическую особенность давно заметили специалисты по женской преступности и врачи-психиатры.